Героизм советской армии сегодня вспоминают и в Калининградской области, где ровно 80 лет назад был освобожден Тильзит – нынешний Советск. Ожесточенные бои за него шли неделю, но в итоге враг бежал, уничтожая все на своем пути.
Обозревателю Роману Ишмухаметову удалось пообщаться с теми, кто как сейчас помнит зверства нацистов.
Об этом – в сюжете РЕН ТВ.Как был взят Советск: воспоминания ветерана ВОВ
В братской могиле покоится почти тысяча красноармейцев, которые штурмовали немецкий Тильзит в январе 1945-го.
"Гитлер говорил, что Восточную Пруссию никто никогда не возьмет", – отметил ветеран ВОВ Анатолий Терехов.
На фронт Анатолий Михайлович попал в 1944-м, как только ему исполнилось 18 лет. Он сразу оказался в Восточной Пруссии – в неприступной, в чем были уверены сами немцы, крепости, житнице Третьего рейха, символ всего их милитаризма.
"Там были очень мощные укрепления. Рвы, надолбы, доты, дзоты. Опорные пункты и так далее. Очень много полегло наших ребят", – вспомнил ветеран ВОВ Анатолий Терехов.
"Немцы, отступая, просто поджигали дома"
"Противник открыл шквальный огонь со всех сторон. Советская сторона понесла потери и решила отложить штурм Тильзита на более позднее время", – рассказал главный специалист экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Приказ о наступлении был отдан 13 января 1945-го, и уже к вечеру 19-го Тильзит, по сути, был взят в кольцо.
263-я сивашская дивизия, 89-я танковая бригада под командованием полковника Соммера, 54-й стрелковый корпус генерал-лейтенанта Ксенофонтова атаковали город с трех сторон.
Одно из направлений удара пришлось с севера, с правого берега реки Неман. Тогда стояли лютые морозы. Наши войска перешли реку по льду. Моста, что сегодня соединяет Литву и Россию, тогда не было – немцы взорвали его еще в 1944 году.
Тильзит серьезно пострадал – около 70% всех жилой застройки было уничтожено обстрелами и бомбежками.
"Нужно было тушить пожары, потому что немцы, отступая, жгли то, что не было разрушено бомбами, они просто поджигали дома. Немцы бежали, отступали, бросив свое мирное население. Потом коменданту округа Тильзит-Рагнит Алексееву пришлось заботится о мирном населении – женщины, старики, дети", – уточнила хранитель фондов музея города Советска Светлана Козловская.
А ведь в годы войны Восточная Пруссия стала одним большим невольничьим рынком. Здесь в 56 лагерях и в личных хозяйствах у немцев содержались в рабстве почти 700 тысяч мирных граждан и военнопленных.
"Военнопленные работали где-то по 15 часов. Корм – брюква на воде. Вымирание было огромное – около 58% смертность", – поделился доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян.
Трудовые и концлагеря очень хорошо помнит и Анатолий Михайлович. Он лично взламывал ворота пяти таких "фабрик смерти".
"В одном из концлагерей была встреча нашего солдата с отцом, который находился в том концлагере. Вот такая была встреча", – вспомнил ветеран ВОВ Анатолий Терехов.
Тильзит стал первым крупным городом, взятым нашими войсками в ходе Восточно-Прусской операции. Всего за две недели наступления они продвинулись на 100-130 километров, и уже к 27 января вышли на подступы к Кенигсбергу.
Свежие комментарии