www.globallookpress.com/Leonid Faerberg/Transport Photo Images
Поставлена точка в деле о катастрофе самолета Sukhoi Superjet в аэропорту Шереметьево в мае 2019 года. Московский областной суд подтвердил, что виновным в трагедии, которая унесла жизни 41 пассажира, является пилот Денис Евдокимов. Он уже был приговорен к шести годам колонии-поселения, но адвокаты подали апелляцию, пытаясь доказать, что причиной катастрофы стали конструктивные недостатки самолета.
Апелляцию отклонили, суд подтвердил, что Евдокимов нарушил правила безопасности эксплуатации воздушного судна.По версии следствия, у пилота попросту не было необходимых навыков, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией, которая возникла после попадания в лайнер молнии. Тогда значительная часть бортового оборудования вышла из строя. К слову, именно эти навыки пилотов на неделе спасли пассажиров другого рейса, летевшего из Екатеринбурга во Владивосток. Самолет столкнулся с птицами, в результате отказал один из двигателей. Экипаж был вынужден совершить аварийную посадку. И не исключено, что вот это ЧП может получить продолжение.
Количество авиаинцидентов, связанных с птицами, растет в прогрессии. Но, как отмечает наш корреспондент Алексей Полторанин, причина абсолютно земная и в прямом, и в переносном смысле – дурно пахнущая. Подробнее – в "Итоговой программе с Петром Марченко".
Птицы как угроза
Птицы как угроза. Только в прошлом году в стране – 1,5 тысячи столкновений самолетов с пернатыми. На мусорные свалки птиц манят пищевые отходы. Остатки еды и другая органика для них – легкая добыча. Но если такая свалка расположена рядом со взлетной полосой, это может привести к трагедии. "Известия" выяснили в Минприроды: вокруг российских аэропортов 73 легальных полигона. Но почти столько же, 63, стихийных.
В Подмосковье – аэропорт Жуковский. Действующая станция сортировки. Сюда свозят тонны строительных и пищевых отходов, разделяют и увозят на переработку. Но рядом еще одна свалка – незаконная.

"Прямо над полигоном кружат чайки, мусора очень много, мусор продолжают сюда свозить, здесь видны свежие следы", – отметил корреспондент.
Сегодня ни одна воздушная гавань не может повлиять на собирающих мусор соседей. Но российский экологический оператор выступает с инициативой запретить сбор пищевых отходов на свалках, которые расположены ближе чем в 15 километрах от аэропортов. Это называется шестой подзоной.
"Если мы прекратим поток пищевых отходов на такие полигоны, то, собственно, и птица исчезнет, и питательная база", – уточнил замгендиректора РЭО Алексей Макрушин.
ЧП в Жуковском стало показательным примером. Почти шесть лет назад, во время взлета, самолет "Уральских авиалиний" столкнулся со стаей птиц. Оба двигателя вышли из строя. Теперь это называют "чудом на кукурузном поле": экипаж и пассажиры выжили благодаря решению пилота Дамира Юсупова посадить лайнер прямо на грунт.
"Птицы – такое явление: то есть, то нет. Нельзя сказать, что они постоянно. Поле я видел перед собой, видел кукурузное поле, надеялся, что сядем более-менее мягко", – рассказал тогда Юсупов.

После происшествия на станцию сортировки пришли контролеры. Здесь появились устройства для отпугивания птиц. Вот только мы лично убедились: чаек и ворон здесь меньше не стало. Директора полигона находим на рабочем месте.
"Вас это каким краем волнует?" – заявляет гендиректор мусороперегрузочной станции Василий Еричев.
У въезда на свалку табличка: здесь расположена компания "Экотранс". Ей и руководит Василий Еричев. В прошлом году фирма заработала 169 миллионов рублей. В этом же офисе зарегистрированы еще два предприятия по вывозу мусора – "Городской транзит" и "Эковывоз". Доход последней – 40 миллионов рублей. Мусорный бизнес приносит стабильный многомиллионный доход.
Поэтому на территорию один за одним продолжают въезжать самосвалы с мусором.
Как борются с пернатыми
По закону каждая свалка должна быть оборудована "пугалками" – так называют средства по управлению поведением птиц.
"Они воспроизводят естественные записи голосов птиц, тревоги", – уточнила инженер лаборатории экологии и управления поведением птиц ИПЭЭ РАН Софья Демьянец.
Свою борьбу с птичьими эшелонами ведут орнитологи. Нам удалось увидеть их работу в аэропорту Внуково. В ней участвуют и сами пернатые.

"До аэропорта отсюда 2,5 километра, но даже на таком расстоянии птицы могут помешать самолету, например утки, которые летят на высоте до четырех километров", – дополнил корреспондент.
Но птицы все еще угрожают аэропортам в 19 регионах страны. 40% полигонов неподалеку от взлетных полос получили отрицательные отзывы оператора. Эта свалка – в районе екатеринбургского Кольцова. Владелец земли – под следствием. Но мусоровозы продолжают заполнять полигон: предприимчивые соседи открыли проезд через свои участки.
Попав в двигатель, крупная птица ломает воздушные лопасти. Скорость мгновенно снижается. А оторвавшиеся фрагменты перебивают шланги, по которым подается топливо. Это может привести к взрыву, и двигатель загорится. Заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказывает нам: на этот случай есть свои сценарии.
"Если диспетчер предупреждает о перелете птиц, то экипаж должен быть на пределе внимательности. И вплоть до того, что выйти на второй круг", – заявил он.
Иначе все может закончиться трагедией. Авиационные катастрофы с участием птиц фиксируются еще с 50-х. Это один из старейших аэроклубов страны – в годы войны готовили пилотов истребителей и бомбардировщиков.
"Примерно 1000 человек в год у меня приходят совершать парашютные прыжки", – сообщил Андрей Глазов, руководитель кировского аэроклуба ДОСААФ.
Рядом – мусорный полигон. Он прошел орнитологические исследования, установил оборудование для отпугивания пернатых. Вот только оно почему-то молчит.

"Посмотрите, сколько птиц, целыми стаями летают над свалкой", – дополнил корреспондент.
Руководство аэроклуба пыталось через суд закрыть свалку. Она находится в 14 километрах от взлетного поля. Но войну с мусорными королями клуб проиграл. Мы идем к главе района, который подписал документы на открытие полигона. Но чиновника фото нарушений не впечатляют.
"Моих детей здесь давят больше, и аварии случаются", – заявил Александр Костылев, глава Слободского района Кировской области.
Полигон в Осинцах только за позапрошлый год принес его владельцам 329 миллионов рублей. Привести сюда мусор стоит 25 тысяч за машину. Мы нашли владельцев золотой свалки. Но разговора не получилось.
Инициатива, запрещающая собирать органику на полигонах рядом с аэропортами, заставит организаторов мусорного бизнеса вкладывать деньги в переработку. И лишаться своих доходов они, конечно, не готовы. Тем более ответственность за авиационные происшествия будут нести пилоты, диспетчеры, службы аэропорта. Но точно не те, кто зарабатывает сотни миллионов на опасном для пассажиров бизнесе.
Свежие комментарии