Виртуальная анестезия поможет справиться с реальной болью. Американские медики испытали аппарат, снижающий болевые ощущения у детей при взятии крови или установке капельницы. Пациентов погружают в виртуальный мир, в некое подводное приключение, где укол иглы воспринимается как прикосновение проплывающей мимо рыбки.
Ученые предположили, что положительные эмоции, возникающие благодаря использованию виртуальной реальности, помогают блокировать болевые импульсы. И это уже подтвердил ряд клинических испытаний.Первую операцию с использованием наркоза провели в середине XIX века. Пионером применения анестезии в реальных условиях стал знаменитый русский хирург Николай Пирогов. Это произошло во время Крымской войны. А какие способы обезболивания существовали до этого? И почему иногда эксперименты с наркозом заканчивались фатально для самих врачей? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Операции без анестезии в Газе
Раненых в секторе Газа оперируют без анестезии. Палестинские хирурги заявляют: в регионе катастрофически не хватает лекарств. Из-за дефицита медикаментов без наркоза проводят даже ампутации.
"Мне не сделали наркоз. Боль была настолько жуткой, что я думала, что умру. Единственное, что мне оставалось – это молиться", – рассказала Ахед Бсейсо, жительница сектора Газа, которой ампутировали ногу.
Анестезирующие свойства эфира
С древнейших времен медики и знахари искали способы, как облегчить боль. Первые эксперименты были довольно опасными, а порой и смертельными. Греки для анестезии применяли ядовитый корень мандрагоры, а египтяне – цикуту. В Средние века для обезболивания нередко применяли лошадиные дозы спиртного, иногда пациентов приводили в бесчувствие с помощью удара дубины по голове. От варварских методов оказались только в XIX веке – после того, как медики открыли анестезирующие свойства эфира.
"В нашем музее есть интересный экспонат. Это маска, которая использовалась для проведения наркоза. Это в принципе одно из первых таких специальных приспособлений. Маска накладывалась на лицо. Она представляла собой проволочную конструкцию. На нее помещалась ткань, и капался эфир из флакона", – поделилась подробностями заведующая Музеем истории медицины МГМСУ им. А. И. Евдокимова Ольга Конон.
Использовать эфир для наркоза предложил американский врач Уильям Мортон. 16 октября 1846 года он провел первую успешную операцию с применением этого вещества. Пациенту удалили опухоль на шее, и позже он рассказал, что во время хирургического вмешательства совершенно ничего не чувствовал.
"Эта операция открыла новую эру в истории медицины. Полное избавление от боли – до этого момента хирурги и пациенты даже не могли мечтать о подобном", – отметил доктор медицинских наук, директор Массачусетской ассоциации здравоохранения и больниц Дэвид Торчиана.
Как веселящий газ использовали для анестезии
Заработать на открытии Уильяма Мортона мечтали многие, в том числе его наставник – дантист Гораций Уэллс. Правда, в отличие от своего ученика, он пытался использовать в качестве анестетика не эфир, а закись азота, также известную как веселящий газ. По одной из версий, на эту идею Уэллса натолкнуло популярное в Америке шоу.
"Гарднер-Колтон – один из американских предпринимателей, шоуменов, который в своих развлекательных шоу использовал закись азота. На его представление приходит местный дантист Гораций Уэллс, который обращает внимание на то, что один из посетителей во время этого шоу, вдохнув закись азота, потерял ориентацию, получил ушибы и ничего не почувствовал", – рассказала заведующая Музеем истории медицины МГМСУ им. А. И. Евдокимова Елена Вагина.
Гораций Уэллс решил обнародовать свое открытие и провести публичную операцию по удалению зуба с применением закиси азота. Но, в отличие от Мортона, Уэллс потерпел сокрушительный провал.
"Операция проходит весьма неудачно, потому что пациент вскрикивает, в зале раздается смех. Причина неудачи, скорее всего, в том, что было большое помещение, что закись азота не досталась пациенту, а досталась окружающей публике", – поведала Вагина.
Из-за неудачи Гораций Уэллс впал в отчаяние. Он начал ставить эксперименты на себе: смешивал веселящий газ с эфиром и появившимся вслед за ним хлороформом. У Уэллса помрачился рассудок, он стал агрессивен и попал в тюрьму, где покончил с собой.
"Под влиянием различных веществ он совершил преступление – облил двух женщин серной кислотой, после чего был арестован", – рассказала эксперт.
Чем был опасен эфир
Тем временем эфир начали применять при операциях во всем цивилизованном мире. В России в 1847 году его впервые использовал профессор московского университета Федор Иноземцев, а вслед за ним метод взял на вооружение и легендарный хирург Николай Пирогов. Он провел тысячи операций под эфирным наркозом на войне – в полевых условиях. Но при очевидных достоинствах у этого анестетика был и целый ряд недостатков, в том числе взрывоопасность.
"Эфир – это вещество, которое летучее, горючее и обладающее большим количеством побочных действий. Эфир был не очень удобен. Начались поиски средств, которые могли бы эфир заменить", – отметила собеседница РЕН ТВ.
Почему операции под хлороформом приводили к смерти
Альтернативу эфиру нашел шотландский акушер Джеймс Симпсон. Он первым начал использовать в качестве наркоза хлороформ. Правда, поначалу медики к этой практике относились настороженно. Дело в том, что хлороформ пагубно влияет на центральную нервную систему, печень и почки. Несколько операций с применением этого анестетика привели к летальному исходу.
В начале XX века хлороформ заменили менее опасными анестетиками. В 1905 году немецкий химик Альфред Эйнхорн синтезировал новокаин, который применяется до сих пор. Правда, и у этого вещества есть немало противопоказаний.
Как на самом деле действует "сыворотка правды"
Со временем исследования в области анестезии привели к открытию амитала натрия. В массовой культуре он стал известен под названием "сыворотка правды".
"Было обнаружено, что после применения этого препарата человек расслаблен, общителен и способен рассказать многое из того, чего бы он не хотел рассказывать в обыкновенном состоянии. Поэтому этим лекарственным средством заинтересовались специальные службы в Америке", – поделилась подробностями Вагина.
Как в СССР появилась профессия врача анестезиолога-реаниматолога
В XIX веке профессии анестезиолога не существовало. Наркоз пациенту давал сам хирург. Со временем стало очевидно, что для этой процедуры требуется отдельный специалист. В СССР подход к анестезии изменился после гибели знаменитого конструктора Сергея Королева.
"14 января 1966 года Сергею Королеву в Кремлевской больнице должны были провести операцию по удалению полипа в прямой кишке. Эту операцию проводил тогдашний министр здравоохранения Петровский. Операция считалась очень простой, поэтому она проводилась под очень легким наркозом, использовалась закись азота", – говорит историк.
Во время операции выяснилось, что изначальный диагноз оказался неверным, у Королева обнаружили ангиосаркому. Опухоль можно было удалить только под общим наркозом, с интубацией.
"Невозможно было провести интубацию. У Королева были сжаты челюсти. Никакие лекарственные средства не помогали расслабить мышцы, а ему давали миорелаксанты", – пояснила Вагина.
Медикам пришлось использовать специальный мешок Амбу – это предшественник аппарата искусственной вентиляции легких.
"Подобные мешки используют для ручной вентиляции легких и в настоящее время. Вентиляция легких осуществляется механически с помощью нажатия", – рассказала Ольга Конон.
Операция затянулась, а одного баллона с кислородом хватало всего на 20 минут. У Королева развилась гипоксия. Легендарный конструктор умер, не приходя в сознание.
Гибель Сергея Королева не была единственной подобной трагедией. Стало очевидно, что подход к применению общей анестезии необходимо менять. Год спустя министр здравоохранения СССР Борис Петровский, который оперировал Сергея Королева, учредил новую профессию – врач анестезиолог-реаниматолог.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Свежие комментарии