На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕН ТВ

195 177 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Захарова – о слов...
  • Игорь Петров
    Рубили людей секи...
  • Evgeni Velesik
    Я помню у нас есть снаряд такой, называется "дрель", может этим англичанам просверлить дырку в тоннеле под проливом Л...Захарова – о слов...

Женское пальто Сухорукова и грузовой трамвай: как снимали фильм "Брат"

20 сентября исполнится ровно 18 лет с момента гибели одного из самых талантливых российских актеров – Сергея Бодрова. Всероссийскую известность и славу Сергею принесла роль Данилы Багрова в фильмах "Брат" и "Брат-2". Образ простого парня, прошедшего горячую точку, пытающегося жить в несправедливой реальности и менять ее к лучшему стал кумиром целого поколения.

Как снимали легендарную кинокартину? Почему киллер Татарин носил женское пальто? И каким образом актёр Алексей Федорцов получил роль режиссера Степана? Чем шокировал петербуржцев родной город глазами Балабанова? И зачем он сделал главную героиню водителем трамвая? Ответы на эти другие вопросы – в специальном проекте Сергея Доля на РЕН ТВ.

Культовый фильм Алексея Балабанова впервые показали в 1997 году на Каннском кинофестивале. Зал аплодировал пятнадцать минут. А реплики главных героев тут же разобрали на цитаты.

А Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова стал символом целого поколения. И даже спустя 23 года этот фильм до сих пор входит в десятку самых популярных у российских зрителей.

С режиссером Алексеем Балабановым Бодров познакомился в Сочи на фестивале "Кинотавр". Сергей получил приз за главную роль в фильме «Кавказский пленник». После этой встречи Балабанов позвонил в Петербург жене и сказал: «Суп вари к моему приезду, литров пять. И я уеду на дачу». Там он за несколько дней написал сценарий, и уже через два месяца начал съемки «Брата».

Алексей Балабанов начал работать над картиной "Брат" для того, чтобы заработать денег на другой свой проект. Он был хорошо знаком со всеми актёрами, с членами съемочной группы. Так что картину отсняли за рекордный тридцать один день.

Спонсоров для съёмок Балабанов не нашел. На крупных телеканалах в успех картины не верили. Никто и подумать не мог, что фильм станет культовым и народным. Даже спустя 23 года после премьеры зрители перестают переключать каналы, как только на экранах появляется балабановский «Брат».

На съёмки у Балабанова было всего двадцать тысяч долларов. Поэтому многие актёры снимались бесплатно.

"Одним из таких оказался товарищ Алексея Балабанова, Алексей Федорцов. Он сыграл режиссера Степана. Он на тот момент был без работы, прогуливался по съёмочному павильону, без денег, без работы и попался на глаза Балабанову, тот говорит: - Хочешь сняться в моем фильме? - Чё надо? - Испугайся! Тот испугался. Балабанов говорит – классно, всё".

Игорь Пылаев, кинокритик

Первого «Брата» снимали на плёнку, которую оставила группа английского режиссера Бернарда Роуза. В Санкт-Петербурге он работал над фильмом "Анна Каренина". Одежду и автомобили для съёмок брали у друзей и знакомых.

"Снимали как «колобок», скребли по сусекам… лепили из того, что было. Знаменитый, грубый такой свитер Данилы Багрова, первая жена Балабанова купила на барахолке, по-моему, за 30-35 рублей, да".

Игорь Пылаев, кинокритик

Героя Виктора Сухорукова костюмер и жена Балабанова Надежда нарядила в своё зеленое пальто, галстук взяла у отца. Желтый пиджак нашёлся в гардеробе у брата актрисы Анастасии Мельниковой. 

Главный злодей, вот, пришёл на кастинг уже в образе бандюгана – с цепями, распальцованный, так, как положено. Балабанов сказал – утверждаю! И потом, рассказывал, что питерским бандюганам очень понравился этот образ, и они ему подогнали классную тачку, которая соответствует стилю такого крутого пацана.

Домашние сцены снимали в квартирах и на дачах друзей. После ранения Данилу лечили у Юрия Шевчука.

Эпизод с испуганным режиссёром Степаном снимали в квартире самого Балабанова.

Разрешения на съёмки на городских улицах у Балабанова не было. Поэтому все сцены снимали быстро, с одного-двух дублей, чтобы не привлекать внимание.

По сюжету фильма провинциал Данила Бодров приехал в северную столицу к своему брату. Но дозвониться до него не смог, так что просто бесцельно гулял по улицам города. Вообще все места, которые показаны в картине, они были особенными, знаковыми для режиссёра картины Алексея Балабанова.

Весь фильм Данила искал новый диск Nautilus’а и ходил по разным музыкальным магазинам. Рядом с одним из них он встретил девчонку тусовщику – Кэт.

Алексей заходил в магазин, интересовался виниловыми пластинками, музыкой на виниле. Ну и мы с ним разговаривали на эту тему. Я даже не знал что он режиссер, пока он не пришел ко мне с просьбой поснимать здесь в магазине сцены для фильма.

Сергей Рюмин, директор музыкального магазина

«Девушка, а у вас «Крылья» Наутилуса есть?» - именно с таким вопросом главный герой фильма «Брат» - Данила Багров, обходил все музыкальные магазины Питера.

В девяностых магазин Сергея Рюмина был культовым местом для всех поклонников рок-музыки в Петербурге. Иногда сюда заглядывали и сами музыканты. В съёмках «Брата» участвовали самые популярные исполнители того времени.

Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, Настя Полева и музыканты группы «Аквариум» не только бесплатно предоставили свои хиты для саундрека к фильму, но и снялись в эпизоде.

В фильм вошло и выступление «Наутилуса» на сцене. На самом деле это был концерт группы «Чиж и Компания» в ДК Горбунова. Зал был переполнен. Сергей и Светлана едва смогли протиснуться к сцене. Съёмочная команда отсняла эпизод и ушла, а Бодров с Письмиченко остались стоять в подогретой алкоголем агрессивной толпе. Их чуть не раздавили.

Большую часть фильма снимали на Васильевском острове. Балабанов жил в этом районе и хорошо знал все дворы и переулки.

В Санкт-Петербург Алексей Балабанов приехал в 1990-ом. К этому времени он исколесил уже полстраны: Камчатка, Сахалин, Курилы, Дальний Восток, Сибирь. Но родным для него по-настоящему стал именно город на Неве. По воспоминаниям близких, Балабанов объездил весь Васильевский остров на велосипеде, и точно понял, что жить он хочет именно здесь.

Петербуржцы прозвали Васильевский остров «Васькой». В древности на прибалтийско-финском наречии его называли Хирвасаари. Застраивать территорию начали во времена Петра Первого. Сегодня это один из самых контрастных районов Санкт-Петербурга. В южной части - здания 19-го века, на востоке, у самого залива - суперсовременные высотки. Здесь же и самая узкая улица Северной столицы - Репина. В самом широком месте она не больше шести метров. Но Балабанов выбрал этот район по другой причине. Балабанов специально выбирал самые заурядные дворы и улицы. Именно поэтому в фильме они выглядят очень органично, как единое пространство. Дальше коренные петербуржцы не сразу замечают подвох.

С пространством в фильме действительно творится что-то непонятное: Данила Багров забегает во двор в одной части города, а выбегает совершенно в другой. Но режиссера такие ляпы не смущали. Его главной целью было органично вписать ландшафт в канву фильма.

Помните сцену, когда герой, совершив заказное убийство на Сенном рынке, убегает во двор. Так вот, рынок находится на одном берегу Невы, а двор - на Васильевском острове, а дальше из двора Данила попадает сразу на Петроградку, и это при том, что в реальности между ними около трех километров.

Во время погони Данила на ходу запрыгивает в грузовой трамвай. Сегодня такие по Питеру уже не ездят. В девяносто седьмом, когда снимали «Брата», власти города решили полностью отказаться от этого вида перевозок. Балабанову чудом удалось снять один из последних рабочих составов. 

Во время съемок экономили на всем, в том числе и на каскадерах. Поэтому в сцене, когда Сергей Бодров убегает от бандитов после убийства Чечена, он сам запрыгивает на этот трамвай. Молодой, спортивный актер сделал это с легкостью, хотя высота приличная.

Без дублёра работала и Светлана Письмиченко. Актриса сама вела трамвай. Научилась за полдня. Но во время съёмок чуть не задавила гримёршу – перепутала педали.  

Балабанов не просто так сделал Свету водителем трамвая. По сюжету фильма Света не любит своего мужа и при этом влюблена в Данилу, но уйти от мужа она не может. Таким образом, режиссер хотел показать, что у девушки нет выбора. То есть она не может его сделать точно так же, как этот трамвай и вынуждена ездить все время по одному и тому же маршруту.

В сцене прощания Данилы с немцем Светин трамвай проезжает мимо героев. На самом деле трамвай ездил туда и обратно по одной улице.

После выхода фильма Бодрову и Балабанову присылали письма со всей России. Какая-то женщина написала, что у неё два сына. Один пьёт, другой - в армии. А его мотоцикл украли из гаража. Просила помочь. После этого Алексей и Сергей решили: Данила Багров должен вернуться. И приступили к съёмкам второго «Брата». 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх