Julian Stratenschulte/DPA/TASS
В Твери обычная учительница стала фигуранткой уголовного дела о многомиллионной афере и даже не подозревала, что была частью преступной схемы. Простые люди в руках телефонных мошенников все чаще становятся обманщиками. Так называемых дропперов – курьеров и тех, кто занимается обналичкой, – по самым скромным подсчетам, в стране около 1,5 миллиона, и тенденция пугающая.
Поверить в легенды, которые рассказывают на том конце провода может даже самый прагматичный человек. Корреспондент Павел Пономарев провел журналистское расследование и выяснил, какие техники используют дистанционные мошенники и как подавляют волю жертв. Подробности – в сюжете РЕН ТВ.Учитель Виктория Иванова уже отвыкла сидеть за партой, но недавно получила урок, который запомнит на всю жизнь.
"На счет меня возбуждено три уголовных дела", – сказала она.
Задержание произошло настолько быстро, что подозреваемая даже не успела понять, почему полицейские надели на нее наручники. Ее поймали возле многоэтажки с пакетом наличных. После нескольких допросов следователи подтвердили свои догадки: задержанная – лишь винтик в хитрой продуманной схеме. Ей отвели роль так называемого дроппера, или курьера. У нее были конкретные задачи: приехать на определенное место, встретить жертву, назвать кодовое слово и забрать деньги. С ними надо было ехать в деловой центр "Москва-Сити".
"Мне нужно было привозить туда деньги. На меня уже был оформлен пропуск. Там я должна была класть эти деньги на криптокошелек. Я должна была обязательно ездить сюда – вариантов у меня не было", – говорит Виктория Иванова.
Викторию втянули в преступную схему с помощью обычного телефонного звонка с неизвестного номера.
Голос в трубке объявил, что в отношении нее возбуждено уголовное дело за измену родине. Называл такие подробности ее жизни, что она была уверена, что за ней долго следили. Дальше начались угрозы и описания последствий, представить которые учителю было страшно. Чтобы избежать всего этого, нужно было выполнять любые указания. В какой-то момент задания стали абсурдными, но перепуганная девушка этого не замечала. Апофеозом стал обыск квартиры, который проводили по видеосвязи."Мы проходили по комнатам, смотрели в разных коробках. Они хотели найти какие-то деньги или золото. Так как дома у меня в необходимом объеме не хранилось золото или денежные средства, они сказали, что у меня все хорошо. И нужно пройти исправительные работы", – рассказала свидетель по уголовному делу о мошенничестве Виктория Иванова.
У мошенников много схем вербовки. Условно дропперов можно разделить на несколько категорий: те, кто предоставляет банковский счет; те, кто забирает и доставляет деньги – курьер; и те, кто эти деньги обналичивает. С каждым из этих людей из-за границы одновременно работают от трех до шести человек. Сценарии могут меняться в зависимости от обстоятельств. Собеседники могут представляться кем угодно: оператором кол-центра, чиновником, следователем. Точно так же, как придумывают биографии для тех, кем управляют.
"Легенды мне прописывали и отходить от них нельзя было. Условно я Хорошенкова Наталья Дмитриевна, приехала из Санкт-Петербурга для того, чтобы забрать деньги на экспертизу. После чего через сутки экспертиза будет проведена, и деньги обратно поступят на счет клиента", – поясняет Виктория.
Мошенники усыпляют бдительность жертв тем, что знают о них почти все. А обманутые в результате все и отдают. Пенсионерка Людмила из Санкт-Петербурга после очередного звонка лишилась последних кровных – отдала курьеру 700 тысяч рублей. И слишком поздно поняла, что с ней "играли". Дело не только в неосведомленности и неподготовленности. Телефонные мошенники в первую очередь тонкие психологи. Они знают, что обман – это индустрия, в которой есть свои инструменты. Три главных: давление, угрозы и ложь.
"Первые 15 минут они являются очень критическими. Именно в этот момент человек попадает под влияние", – объяснил психолог Сергей Ланг.
Зачастую дропперы даже не осознают масштабов мошеннических схем, в которых они участвуют. Когда приходит озарение, пугаются последствий и молчат. Юристы считают это решение самым опасным в цепочке ошибок.
"Прекратить все эти действия, связаться с потерпевшим, по мере возможности вернуть все эти деньги, если это возможно. С правоохранителями придется столкнуться так или иначе, и лучше это сделать самому", – сообщил адвокат по уголовным делам Константин Третьяков.
Виктория Иванова пока остается на свободе под подпиской о невыезде. Она проходит по делу как свидетель и готова приходить на допросы к настоящим следователям по первому требованию. И рассчитывает, что ее статус не поменяется к тому моменту, как дело передадут в суд.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
Свежие комментарии