На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕН ТВ

195 179 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Кутуев
    Не за Трампа случайно проголосовал? Кто его дебила знает...Байден досрочно п...
  • лина любимцева
    Сейчас подростки пошли какие-то неадекватные...Подросток с канис...
  • лина любимцева
    МОЛОДЦЫ наши пограничники и военные, что уничтожили этих засланцев!! "Кто к нам с оружием придет, от оружия и погибне...Кадры с места лик...

Наследие могучего императора

ТАСС/Михаил Барабанов

130 лет назад в Ливадии остановилось сердце императора Александра III. "Голова кругом идет, верить не хочется", – записал в тот день в дневнике Николай Александрович – сын, потерявший отца и ставший императором. Самодержец, ушедший из жизни в 49 лет, производил впечатление настоящего богатыря, которому не страшны болезни.

Рослый, плечистый, могучий – именно с него Виктор Васнецов писал своего Илью Муромца. Но тяжелая почечная болезнь почти на полгода приковала императора к постели – и врачи не сумели его спасти.

"Утверждать и охранять самодержавную власть"

Александр III пришел к власти в трагических обстоятельствах – его отец пал жертвой народовольческого террора. Революционеры приговорили царя к казни – после нескольких покушений его взорвали по дороге из Зимнего дворца в Михайловский манеж, куда император направлялся, чтобы принять участие в одной из любимых церемоний – в разводе караулов. Сын построил на месте гибели отца храм Спаса на Крови, но не стал продолжателем политики Александра II. Они были слишком разными. Отец предпочитал размеренную жизнь жизнелюба и джентльмена, а сын воспринимал служение самодержца как ежедневную работу. Он не любил торжественных приемов, а тем более – блистательных военных парадов. Там ему было скучновато. Другое дело – размышления о тарифах, о бюджете, совещания с министрами.

РИА Новости/Алексей Даничев

В наследство императору достались противоречивые результаты Великих реформ. Считается, что сильное влияние на императора с юношеских лет оказывал обер-прокурор Синода и министр народного просвещения Константин Победоносцев, человек консервативных убеждений. Манифест о незыблемости самодержавия, в котором подчеркивалось, что "мы призваны утверждать и охранять для блага народного самодержавную власть". Этот документ положил конец "бессмысленным мечтаниям" о выборном парламенте и конституционной монархии. Правда, вскоре единомышленники императора выдвинули проект Земского собора, в который должны были войти представители различных сословий от дворянства до зажиточных крестьян. Но он больше напоминал пышную декорацию, которая подчеркивала бы незыблемость и мощь самодержавной власти. Неудивительно, что этот проект так и остался на бумаге. Разумеется, император принял меры по искоренению тех сил, которые погрузили Россию в революционный террор, увенчавшийся убийством его отца. Большинство явных и потенциальных подпольщиков оказалось на каторге или в эмиграции. Правда, популярность революционных идей – особенно среди молодежи – не иссякала.

Беречь каждую копейку

Намного удачнее оказалась экономическая стратегия императора. Он умел выбирать сотрудников, предпочитая деловых, энергичных людей, независимо от их политических убеждений. Сергей Витте, ставший в те времена одним из самых влиятельных сановников империи, вспоминал: "Император Александр III был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в царской семье, но и у сановников никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее беречь".

Сергей Витте. ИТАР-ТАСС

Конечно, не все решения правительства были безупречными. Не слишком удачной была образовательная политика тех времен. В России не хватало университетов, не хватало инженерных высших учебных заведений, слабо работала система начальной школы. И все-таки страна за тринадцать мирных лет преобразилась. Таможенный тариф, крепкий рубль – все способствовало развитию предпринимательства.

Мы редко вспоминаем, что Великие реформы Александра II ударили по карманам и помещиков и крестьян. К концу правления царя-освободителя и государственная казна оскудела, и уровень жизни упал. Александру III удалось подобрать правительственных управленцев, которые исправили эти перекосы. Сокращались военные расходы. Через несколько лет бюджет империи стал бездефицитным. Сильно выросли индустриальные возможности России. Мощным промышленным районом стал Донбасс – там развивалась добыча угля, металлургия, оборонная промышленность, вырастали города. Крупнейшим проектом XIX века стало строительство Транссибирской магистрали. Эта дорога стала становым хребтом России, связав Дальний Восток с центральными областями империи. По замыслу царя, дорога была казенной, государственной. Он не допустил до ее строительства акционеров – ни российских, ни зарубежных.

Дипломатический поворот

Его прозвали Миротворцем – и это было не просто славословие в честь монарха. 13 лет во времена Александра III Россия не вела больших войн. Единственным вооруженным конфликтом за это время было Сражение на Кушке в 1885 году, в котором русский отряд генерала Александра Комарова сломил сопротивление проанглийских афганских войск. Дело закончилось присоединением к Российской империи небольшой территории, на которой вскоре вырос форпост Петербурга на юге – крепость Кушка.

ТАСС/Сергей Калачев

Император вел активную, изобретательную внешнюю политику. Министром иностранных дел в годы его правления был Николай Гирс – не только исполнитель воли монарха, но и его единомышленник. И – один из недооцененных русских дипломатов. Им удалось без потрясений и конфликтов резко поменять внешнеполитический курс России. Императора перестал устраивать союз с Германией и Австрией: Берлин слишком усиливался, стремился к гегемонии в Восточной Европе. Поэтому Россия начала переговоры с Францией – сперва тайные, потом официальные. Дело закончилось не только заключением масштабного военно-политического договора, но и тесным экономическим сотрудничеством. В Россию пришли французские инвестиции. В годы правления Александра III эта политика дала дополнительный толчок к развитию российской промышленности. Правда, позже проявились и отрицательные стороны этих соглашений: страна попала в финансовую зависимость от французских банков. Но это случилось уже во времена Николая II…

Сегодня часто можно встретить суждения, что, если бы Александр III прожил еще 10–15 лет, Россия в ХХ веке могла бы избежать революций. Это трудная тема, в которой не может быть однозначных ответов. Безусловно, по волевым качествам и политической мудрости Александр Николаевич превосходил своего сына и наследника. Но время самодержавной монархии к тому времени прошло, требовались подступы к всенародным выборам, к парламентской реформе.

В наше время Александру III устанавливают памятники. Наступило время, когда его историческое наследие востребовано. Несомненно одно: монарх подчинил свою жизнь интересам России, которые понимал на свой лад.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх