Берлин, 1945 год. 8 мая, 22 часа 43 минуты – именно в этот момент была подписана капитуляция Германии во Второй мировой войне. В Москве уже наступил следующий день, поэтому День Победы в России празднуют 9 мая. Правда, есть одно важное "но": на самом деле, это было второе по счету подписание капитуляции, потому что первое Сталина категорически не устроило.
Что стало переломным моментом Великой Отечественной войны? На какой огромный риск пошел советский генерал, чтобы подписать акт о капитуляции Германии? И чем документ не устроил Сталина? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Переломный момент Второй мировой войны
Зимнюю кампанию 1942-43 годов называют переломным моментом Великой Отечественной войны. Красная армия переходит в контрнаступление по всем фронтам. Ее свежие части отправляются в бой и отбрасывают немецкие дивизии назад. Нацистские командиры отчаянно тянут время, пытаясь стабилизировать фронт и остановить наступление русских.
После поражения под Сталинградом, а затем на Курской дуге немцы и их союзники уже не сомневались: разгром рейха – вопрос времени. И пока советские солдаты крушили врага, Рузвельт и Черчилль обдумывали текст акта о безоговорочной капитуляции Германии. Свои предварительные формулировки они изложили прессе на конференции в Касабланке.
Тем временем, советские войска стремительно продвигались на Запад. 16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция, а 24 апреля Красная армия приступила к штурму германской столицы. 2 мая 1945 года Берлинская наступательная операция завершилась. В рейхсканцелярии операторы запечатлели мертвого двойника Гитлера – тело самого фюрера найдут позже. Перед самоубийством Гитлер составил политическое завещание. Неожиданно для многих он назначил своим преемником адмирала Карла Деница.
"До Адольфа Гитлера доходили сведения, что многие из его прежних соратников по партии бегут. Из крупных нацистских бонз оставался верным ему только Мартин Борман. Но в силу того, что Мартин Борман никогда не претендовал на публичную власть, Гитлер остановил свой выбор на Карле Денице – достаточно идейном национал-социалисте, который не запятнал себя предательством", – пояснил историк, член Российского военно-исторического общества Александр Макушин.
Хитрый план преемника Гитлера
Резиденция Деница находилась на севере Германии во Фленсбург-Мюрвике. Поэтому, даже когда Берлин пал, адмирал не спешил объявлять о полной капитуляции Германии. Он отчаянно тянул время, пытаясь вывести как можно больше войск из-под ударов Красной армии. Дениц приказывал частям сдаваться в плен британцам и американцам. Адмирал планировал капитуляцию на Западном фронте, но только не на Восточном.
"Они рассчитывали, что немецкие части сохранятся, и что неизбежный конфликт между союзниками приведет к тому, что немцы будут сражаться плечом к плечу с англичанами и американцами против советской армии", – сказал эксперт.
Немцы сдавались союзникам целыми армиями – на северо-западных фронтах, в Баварии и Австрии. 4 мая главком Кригсмарине Ганс Фридебург подписал акт о капитуляции всех германских войск в Дании, Голландии, Шлезвиг-Гольштейне и Северо-Западной Германии. Немцы сдались армии британского фельдмаршала Монтгомери.
5 мая в штаб-квартиру генерала Эйзенхауэра во французском Реймсе прибывает адмирал Фридебург. Дениц поручил ему провести переговоры о капитуляции Германии на западе. Но Эйзенхауэр разочаровывает Деница. Генерал заявляет: возможна только общая капитуляция, в том числе и перед СССР.
Дениц расценивает эти условия неприемлемыми и вновь пытается тянуть время. Он рассчитывает переубедить главкома союзников и отправляет в Реймс более весомую фигуру – начальника штаба оперативного руководства Альфреда Йодля. Но Эйзенхауэр непреклонен. Он дает Йодлю жесткий ответ:
"Если они не прекратят искать отговорки и тянуть время, я немедленно закрою весь фронт союзников и силой остановлю поток беженцев через расположение наших войск. Я не потерплю никаких дальнейших проволочек", – предупредил генерал.
Почему первый акт о капитуляции категорически не устроил Сталина
Дениц назвал Эйзенхауэра шантажистом. Но выхода у рейхспрезидента не было – условия пришлось принять. Вечером 6 мая в ставку Эйзенхауэра пригласили представителя советского командования, генерала Ивана Суслопарова. Главком союзников сообщил ему о прибытии Йодля и предложил подписать акт о капитуляции от имени СССР. Суслопаров срочно отправил в Москву текст документа и стал ждать дальнейших указаний.
Союзники назначили подписание в ночь на 7 мая, на 2 часа 30 минут. Но к этому моменту никаких инструкций из Москвы Суслопарову не поступило. Генерал оказался в сложной ситуации, ведь завизировать такой документ без одобрения Сталина – огромный риск.
"С одной стороны, он должен был приехать, потому что иначе бы акт подписали без представителя советского командования. С другой стороны, акт, который подписывали в Реймсе не до конца соответствовал требованиям советской стороны", – говорит Макушин.
В ту ночь Суслопаров принял, пожалуй, самое важное решение в своей жизни. Он согласился подписать акт. Запрет Кремля подписывать акт в Реймсе пришел Суслопарову с опозданием – когда все уже свершилось. Сталин был крайне недоволен. Ведь получалось, что главную роль в церемонии сыграли западные союзники.
Но Суслопаров оказался находчивым человеком. Перед подписанием акта он внес туда важнейшее для СССР примечание. Оно давало возможность провести повторную церемонию капитуляции по требованию любого из членов антигитлеровской коалиции. Этой возможностью Сталин воспользовался немедленно. Позже вождь отметил, что к Суслопарову у него нет никаких претензий.
"Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине. И не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции", – заявил Сталин.
Безоговорочная победа над фашистами
Окончательный акт о капитуляции Германии решили подписать в предместье Берлина, Карлсхорсте. Церемония века завершилась в 22 часа 43 минуты 8 мая по берлинскому времени. В СССР уже наступило 9 число. О безоговорочной капитуляции Германии народ-победитель узнал в 2 часа ночи, когда диктор Юрий Левитан зачитал сообщение Совинформбюро. Это сообщение транслировали всю ночь и весь день 9 мая.
Впрочем, до полного разгрома нацистов было еще далеко. До одних немецких частей приказ сложить оружие не дошел, другие отказались сдаваться, несмотря на акт о капитуляции. Поэтому локальные, но весьма кровопролитные бои продолжались в Европе до конца мая.
"Последние 10 немецких солдат официально сдались советским войскам на Шпицбергене в сентябре 1945 года. Такой вот интересный казус", - заметил Макушин.
Также мало кто знает, что формально СССР оставался в состоянии войны с Германией еще целых 10 лет. Дело в том, что, приняв капитуляцию, Советский Союз не заключил с немцами мирный договор. Указ президиума Верховного Совета о прекращении состояния войны между СССР и Германией был подписан 25 января 1955 года.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Свежие комментарии