www.globallookpress.com/Erdenebulgan Battsengel/http://imagebroker.com/#/search/
Образ жизни монгольских кочевников-цаатанов оказался вне закона – при том что их осталось всего двести человек. За что власти Монголии недолюбливают исчезающее племя? И можно ли спасти этот народ оленеводов? Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Где живут цаатаны и почему их не любят в Монголии
Песня шаманов передается из поколения в поколение. Бабушка Тциян говорит: так ее народ – цаатаны – веками просил у духов защиты от голодной зимы. И полушутя добавляет: судя по всему, в свои 96 лет она самая старая из цаатанов.
"Раньше жилось легче, а сейчас нигде нам нет места", – призналась женщина.
Цаатаны – кочевники. Живут на северо-западе Монголии. И к ним очень трудно добраться. От ближайшего аэропорта в городе Мурэн полтора дня езды до озера Хубсугул на внедорожниках. А оттуда еще несколько часов на запад через тайгу на лошадях в сопровождении гида-цаатана.
О том, что временное поселение находится неподалеку, намекают звуки бензопил. Их слышно задолго до того, как стойбище появится в поле зрения. За вырубку леса цаатанов недолюбливают защитники природы и власти Монголии.
"Они рубят деревья для жилищ, они рубят деревья для разведения костров, потому что надо готовить и согреваться в суровые зимы. И получается, что они кочуют, в том числе в заповедных зонах, перемещаются с места на место и оставляют после себя вырубленные, выжженные пространства", – рассказал монголовед, доцент Института стран Африки и Азии МГУ им. М.В. Ломоносова Рустам Сабиров.

"Народ северного оленя": почему жизнь цаатанов связана с этим животным
Власти Монголии считают, что цаатаны вредят окружающей среде больше, чем кто-либо другой. Вырубают слишком много леса и истребляют краснокнижные виды животных.
Кочевники же в ответ на это говорят: они просто хотят сохранить свой народ, его культуру, традиции и обычаи."Цаатаны являются одним из самых малочисленных народов. Их было чуть больше трехсот по переписи 2000 года. По переписи 2020 года осталось 203 человека", – уточнил монголовед, доцент Института стран Африки и Азии МГУ им. М.В. Ломоносова Рустам Сабиров.
Жизнь племени неразрывно связана с оленеводством. Кочевники учатся ездить на этих животных с раннего детства. Едва только начинают ходить. Едят цаатаны все, что производят из оленьего молока: сыр, сметану, творог. Торговать мясом им запрещено законом.
"Они не едят своих животных, они потребляют то, что эти животные дают. В ход идет шкура, мех, идут в ход кости, из которых они делают разные изделия. Даже рыболовные крючки могут делать из костей", – отметил путешественник Николай Баландинский.

Ручные олени вместо домашних питомцев
Когда именно человек одомашнил парнокопытных, ученые точно не знают. Но так называемые оленные камни говорят, что четыре тысячи лет назад люди уже жили вместе с благородными животными.
Большие стелы с изображениями рогатых травоядных встречаются в степях Алтая, Тувы, Забайкалья и Монголии. Считается, что именно цаатаны первыми в истории смогли приручить оленей.
"Если на Ямале, на Чукотке стадо полудикое, ты знаешь, что они у тебя есть, а они не знают, то здесь у цаатанов оленей не так много, и они как домашние котики ходят. Заглядывают в чум, спрашивают, что ты там ешь, хозяин, дай-ка и мне поесть", – рассказала сотрудник Музея кочевой культуры Елена Шаблина.
Олени постоянно передвигаются в поисках корма. И люди следуют за ними. Иногда цаатаны заходят в заповедные зоны. По закону кочевникам нельзя там появляться. Но кто за этим проследит?
"Учитывать еще нужно то, что в Монголии нет дорог, есть только направления. Допустим, в сезон дождей и вообще, когда в условиях такой трудной проходимости дорог очень сложно контролировать, кто чем занимается", – подчеркнул путешественник Николай Баландинский.

Три правила жизни оленеводов-кочевников
Цаатаны стараются сохранить свои обычаи, но при этом пользуются некоторыми благами цивилизации. Например, солнечными батареями. Кто-то предпочитает строить чумы из непромокаемой ткани, а не из шкур диких зверей. Вечера кочевники коротают перед телевизором.
Однако цаатаны наотрез отказываются использовать навоз и уголь для обогрева. Они отапливают свои жилища по старинке – дровами. Говорят: окружающей среде это не вредит. Мол, так веками жили их предки. И оставались в гармонии с природой.
"У кочевников никогда ничего просто не бывает. У них три таких закона. Всему свое время. Некуда торопиться, некуда спешить. Второе – у всего должен быть смысл. Зачем ты взял этот камень? Бросить его? А вдруг под ним муравьишки живут или кто-то еще? И третье – это мера. Все берешь в меру", – пояснила сотрудник Музея кочевой культуры Елена Шаблина.
Кто такие цаатаны и что их связывает с Россией
В жилах цаатанов течет кровь монголов, тюрков и самодийцев – коренного народа Саянского нагорья. Еще примерно 80 лет назад эти оленеводы жили на территории современной республики Тыва.
"Часть цаатанов бежала на территорию Монголии, опасаясь мобилизации, опасаясь каких-то лишений, которые принесла война. И потом в 1944 году Тува была включена в состав Советского Союза, и граница закрылась, поэтому те цаатаны, которые оказались на территории Монголии, они уже не могли просто так обратно откочевать", – сообщил монголовед, доцент Института стран Африки и Азии МГУ им. М.В. Ломоносова Рустам Сабиров.
Именно монголы назвали пришлых "цаатанами". "Цаа" означает "олень", "тан" – "владеющий". Сами же кочевники себя именуют "духа". В 2011 году территории, где они привыкли ходить со стадами и охотиться, превратили в заповедник.

Спустя три года власти страны приняли закон о защите культурного наследия. Цаатаны надеялись, что им снова разрешат заниматься охотой. Однако правительство в качестве меры поддержки назначило пособие. Оно составляет примерно пять тысяч рублей в месяц.
"Им немножко помогают, их стараются перенастроить на то, чтобы они больше туризмом занимались. Но все-таки разумный подход, чтобы их особо не прессовать, то есть не уничтожать их идентичность", – отметил путешественник Николай Баландинский.
Племя кочевников-цаатанов стремительно исчезает
Но все же цаатаны постепенно исчезают. В племени остались по большей части старики и дети. Молодежь в основном уезжает на заработки в города.
Кто-то пытается выживать за счет туризма. Оленеводы сдают путешественникам чумы, продают поделки, проводят экскурсии, катают туристов на оленях и зарабатывают на фотосессиях.
За снимки просят совсем немного, но кто знает, какова реальная ценность этих изображений. Возможно, через десятилетия такие фотографии останутся главным доказательством существования народа "первых оленеводов".
Свежие комментарии