8 декабря 2023 года знаменитая актриса Алиса Фрейндлих отмечает свое 89-летие. За долгую карьеру она подарила зрителям немало ярких и разноплановых ролей. "Служебный роман", "Соломенная шляпка", "Д’Артаньян и три мушкетера" – вот лишь несколько фильмов с участием Фрейндлих, которые любит и пересматривает не одно поколение.
В свои 89 лет Алиса Бруновна по-прежнему служит искусству, играет на сцене театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге и снимается в кино. В материале РЕН ТВ рассказывает биографию любимицы зрителей нескольких поколений и вспоминаем самые запоминающиеся ее роли.
Биография Алисы Фрейндлих
Детство в блокадном Ленинграде
Алиса Фрейндлих родилась в творческой семье. Ее родители познакомились в Ленинградском театре рабочей молодежи, где вместе играли. Отец Алисы, известный актер Бруно Фрейндлих, был немцем. Однако ее национальность определила мама Ксения Федоровна. Она записала дочь как русскую, что спасло жизнь девочки в войну, когда советская власть выселяла немцев из Ленинграда.
После начала Второй мировой отец Фрейндлих уехал за границу, оставив жену с ребенком. Как потом вспоминала актриса, он успел сесть в последний самолет – потом кольцо блокады замкнулось. Всю войну Алиса вместе с мамой и бабушкой оставалась в Ленинграде. Ее взросление пришлось на голодные годы блокады. Смерть витала повсюду, но семье Фрейндлих чудом удалось выжить.
"Первая леди театра"
После школы девушка твердо решила связать свою жизнь с театром, продолжив семейную традицию. В 1957 году Фрейндлих окончила Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Еще студенткой Алиса снялась в фильмах "Бессмертная песня" и "Таланты и поклонники" – появилась в паре эпизодов.
Вскоре Алису Фрейндлих приняли в драматический театр имени Комиссаржевской. Там она играла вместе с первым мужем Владимиром Карасевым, в которого влюбилась еще на третьем курсе. Однако молодожены быстро поняли, что не готовы к семейной жизни, и решили расстаться.
Не последнюю роль в разводе сыграла и встреча Фрейндлих с режиссером Игорем Владимировым, приглашенным для постановки спектакля "Время любить". Он сразу рассмотрел талант Алисы и настоял, чтобы та перешла в театр Ленсовета, где он работал главным режиссером. Владимиров был старше актрисы на 16 лет, однако ему удалось покорить ее сердце.
"Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили. Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен", – поделилась Фрейндлих в одном из интервью.
Практически все свои постановки Владимиров создавал для своей жены и музы. Алиса Бруновна блистала в спектаклях "Пигмалион", "Варшавская мелодия", "Преступление и наказание", "Вишневый сад" и других – все они проходили с аншлагом. Вскоре Фрейндлих даже стали называть "первой леди театра".
Успех в кино и болезненный развод
Если на театральных подмостках Фрейндлих была звездой, то ее кинокарьера поначалу не складывалась. Ее приглашали играть второстепенных персонажей и считали некрасивой. К тому же, как писали в прессе, Игорь Владимиров был недоволен, что его жена занимается еще чем-то кроме театра. Говорят, что режиссеру Эльдару Рязанову пришлось лично ехать в Ленинград, чтобы уговорить его отпустить актрису на съемки.
Именно роль Людмилы Калугиной в "Служебном романе" сделала Фрейндлих всесоюзной любимицей и стала переломным моментом в ее кинокарьере. После успеха комедии Рязанова фильмы с участием Алисы Бруновны стали выходить гораздо чаще. Среди самых известных: "Соломенная шляпка", "Жестокий романс", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Сталкер".
В 1981 году брак Владимирова и Фрейндлих распался. О их разводе ходило немало слухов. В прессе писали, что режиссер не вынес оглушительного успеха своей жены – стал изменять и пристрастился к алкоголю.
Какое-то время Алиса Бруновна продолжала работать в тандеме с бывшим мужем, однако потом ушла работать Большой драматический театр под руководством Георгия Товстоногова. Именно там исполнилась давняя мечта актрисы – она сыграла главную роль в спектакле "Макбет" Уильяма Шекспира. Также в нескольких постановках Фрейндлих выходила на сцену вместе с юной дочерью Варварой, в том числе "Дядюшкин сон", "Лето одного года", "Уроки танго и любви".
Третье замужество и новые роли
На спектакле "Варшавская мелодия" Фрейндлих познакомилась с художником и актером Юрием Соловьем. Он был младше на 15 лет. Между коллегами вспыхнул роман, и в 1983 году они сыграли свадьбу. Семейная жизнь Фрейндлих и Соловья продлилась десять лет – сохранить брак не получилось. Актерская карьера мужчины так и не сложилась. Говорят, что Юрий постоянно ощущал себя "мужем знаменитости" и постоянно закатывал скандалы по этому поводу. В 1990 году Алиса Фрейндлих подала на развод.
После этого звезда полностью отдалась работе и оставила попытки устроить свое личное счастье.
"Вниманием мужчин я не обделена. Но мне хорошо с собой. Одиночество — любимая краска на сцене, когда я играю. Мужчина сейчас мне нужен, когда что-то ломается. Тогда я вызываю слесаря", – признавалась Алиса Бруновна.
В 90-х Фрейндлих стала сниматься в кино гораздо реже. Сыграла в драме "Подмосковные вечера", в картинах "Мушкетеры 20 лет спустя" и "Тайны королевы Анны". Позднее Алиса Бруновна решилась на эксперимент и приняла участие в сериале "Женская логика", представ в образе пенсионерки-сыщика с авантюрным характером. В 2004 году Фрейндлих снялась в драме "На верхней Масловке".
За свою яркую карьеру Фрейндлих удостоилась звания народной артистки СССР (1981). В числе ее наград: премии "Золотая Маска"(2001, 2006), "Ника"(2018), "Золотой орел"(2018), а также Международная премия Станиславского "За вклад в развитие актерского искусства"(2004).
Яркие роли Алисы Фрейндлих
Людмила Калугина, "Служебный роман"
Картина Эльдара Рязанова "Служебный роман", вышедшая на экраны в 1977 году, уже давно стала классикой советского кинематографа. Фрейндлих сыграла там руководителя статистического учреждения Людмилу Калугину – сухую и строгую женщину, которую в коллективе называют не иначе как "мымра".
"Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится как старый рваный башмак и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает", - говорила про свою начальницу секретарша Верочка.
Влюбившись в коллегу, начальница-трудоголик расцветает и на глазах у зрителей превращается в элегантную, привлекательную даму. Образ Калугиной Алиса Фрейндлих подсмотрела у советских чиновниц – чтобы как следует вжиться в роль актриса копировала их походку, стиль одежды и манеру говорить.
Баронесса де Шампиньи, "Соломенная шляпка"
Режиссер Леонид Квинтилизде снял картину в 1974 году, ее основой послужил водевиль французского драматурга Эжена Лабиша. В кинофильме приняло участие немало талантливых и уже на то время известных артистов: Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Екатерина Васильева, Игорь Кваша и другие. Алисе Фрейндлих досталась роль немного ветреной и беззаботной аристократки – баронессы де Шампиньи.
Режиссер заметил талантливую актрису на съемках другого фильма и счел, что Алиса прекрасно подойдет на роль очаровательной баронессы. В то время Фрейндлих доставались только серьезные, драматические роли, и она давно мечтала попробовать себя в новом амплуа. Поэтому предложение Квинтилизде оказалось как нельзя кстати.
Королева Анна Австрийская, "Д’Артаньян и три мушкетера"
Экранизацию романа "Три мушкетера" в 1978 году снял режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В этом фильме Алиса Фрейндлих предстала в образе Анны Австрийской, супруги французского короля. На момент съемок Алиса Бруновна уже обрела народную любовь и славу, сыграв множество сложных и интересных ролей, - режиссер в ней не сомневался. Однако у Фрейдлих с самого начала возникли проблемы с новой героиней: актриса не понимала, как именно нужно ее играть.
"Мне-то казалось: вот приедет Алиса Бруновна – и сама все сыграет. А не тут-то было. У меня началась паника. Я не очень понимал, чего от меня хотят. И я начал рассказывать об Анне Австрийской целые легенды, благо материалов о ней прочел массу", - вспоминал Юнгвальд-Хилькевич.
Понять и прочувствовать героиню для Фрейдлих оказалось целым испытанием.
"Я бездарная, я ничего не могу", - говорила она.
Режиссер вспоминает, что дело чуть не дошло до истерики. Однако совместными усилиями правильная подача образа была найдена – роль Анны Австрийской заиграла всеми гранями.
Харита Огудалова, "Жестокий романс"
Картина, снятая по пьесе Островского "Бесприданница", вышла на экраны в 1984 году. Режиссер Эльдар Рязанов пригласил Фрейдлих на роль обедневшей дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой, которая мечтает устроить жизнь своих дочерей, выдав их замуж за богатых аристократов. И это ей почти удалось: старшая дочь обручена с иностранцем из Монте-Карло, а средняя вышла замуж за тифлисского князя. Неустроенной остается лишь судьба младшей дочери Ларисы.
Вначале худсовет сомневался, что Алиса Бруновна подходит на роль Огудаловой. В пьесе Островского Харита Игнатьевна предстает грубой и жестокой женщиной, похожей на Кабаниху из "Грозы". Рязанов же увидел героиню более тонкой и несчастной – ему хотелось, чтобы она одновременно вызывала и сочувствие, и отвращение. Образ, талантливо сыгранный Алисой Фрейдлих, полностью справился с этой непростой задачей.
Жена сталкера, "Сталкер"
Эта небольшая, но яркая роль – еще одна талантливая работа в фильмографии Алисы Фрейндлих. Фильм Андрея Тарковского был снят в 1979 году по мотивам романа братьев Стругацких "Пикник на обочине". Алиса Бруновна несколько раз появляется в начале картины и произносит запоминающийся монолог в конце. Она сыграла жену главного героя – сталкера.
Фильм рассказывает о загадочной комнате, в которой исполняются все желания. Сталкер знает путь к этому месту и за плату проводит туда тех, кто жаждет побывать в таинственном месте. По сюжету, главный герой живет с женой и больной дочерью, однако несмотря на крайнюю нужду он сам никогда не пытался проникнуть в комнату.
Интересно, что изначально режиссер хотел отдать эту роль своей супруге Ларисе Тарковской. Но оператор уговорил пригласить на пробы Алису Фрейндлих, которая и покорила Тарковского своим талантом. Жена режиссера тогда страшно обиделась на оператора и на самого Тарковского за то, что осталась без роли.
Яркие цитаты Алисы Фрейндлих
Фрейндлих по праву считается одной из самых эффектных и харизматичных актрис своего времени. Помимо ярких ролей, Алиса Бруновна подарила нам несколько мудрых и запоминающихся цитат. Вот лишь некоторые из них:
- "Мне не интересны люди, которые не отдают душу"."Сидеть долго в ожидании — как-то непристойно. Это расточительно и несправедливо по отношению к своей судьбе"."Стресс — лучшая диета"."Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди"."Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести"."Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа"."Ехать" только на том, что дал Бог, — это значит очень скоро "свалиться с коня".
Свежие комментарии