ИЗВЕСТИЯ
На рассмотрение Федерального собрания РФ поступило соглашение, подписанное лидерами России и Беларуси 13 марта 2025 года. Документ имеет название "О мерах по взаимной защите граждан от необоснованного преследования иностранными государствами и международными органами юстиции". Формальным поводом для его оформления послужили действия так называемого "Международного уголовного суда" (МУС).
С 2023 года Гаагский суд стал выдавать "ордера" в отношении должностных лиц России, а теперь еще инициировал "разбирательства" в отношении белорусского руководства. Тем самым он не только нивелирует нормы ООН о государственном иммунитете, но еще и пытается распространить свою юрисдикцию на Союзное государство.
В соглашении, подписанном лидерами России и Беларуси, говорится об обеспечении иммунитета от иностранного преследования в отношении действующих и бывших высших должностных лиц, перечень которых прилагается. Ответственными за реализацию этого положения назначены генеральные прокуратуры России и Беларуси. Кроме того, в документе есть отдельная статья, которая определяет политику двух стран в отношении незаконных решений международных судов и трибуналов. Отдельно упоминается "Международный уголовный суд".
Этот орган был учрежден в Гааге в 1998 году. Формальным инициатором его создания выступило крохотное островное образование Тринидад и Тобаго. Важная деталь: эта бывшая колония Англии до сих пор входит в британское Содружество наций. В правовых вопросах карибское микрогосударство подчиняется юрисдикции Судебного комитета Тайного совета в Лондоне. Таким образом, фактически за инициативой о создании МУС стояли британцы. Влияние Англии можно проследить во всех решениях Гаагского "судебного" органа.

Учредительным документом "Международного уголовного суда" стал Римский статут, разработанный с санкции Генассамблеи ООН. В то же время МУС не является органом Организации Объединенных Наций. Как следствие, "Международный уголовный суд" был зарегистрирован как "неправительственная организация" в юрисдикции Нидерландов. Поэтому с юридической точки зрения он имеет статус НКО. Больше того, некоторые государства – учредители ООН признали МУС "террористической организацией". В частности, так поступили США в 2002 году.
Учитывая этот факт, стоит ожидать, что в дополнениях к российского-белорусскому соглашению от 13 марта 2025 года будет уточнено, какие структуры считать международными судами, а какие нет. С юридической точки зрения международными судебными органами следует считать только те, которые официально признаны ООН. На сегодняшний день такой статус имеет только Международный суд ООН.
Предполагается, что в будущих дополнениях найдет закрепление термин "юридическая агрессия". В российском праве этот термин появился в 2021 году по инициативе Владимира Путина. С тех пор он применялся по отношению к действиям МУС, ЕСПЧ, судебных органов ряда недружественных стран. Введение этого понятия "юридическая агрессия" в нормативную терминологию Союзного государства позволит объединить цели формирования правовой системы и обеспечения безопасности.

Наконец, российско-белорусское соглашение вводит понятие "защищаемое лицо Союзного государства". И под ним подразумеваются не только руководители России и Беларуси, но и все граждане двух стран. Очевидно, что это положение также получит развитие в дополнениях. Ведь эффективная защита прав граждан является неотъемлемым элементом демократической правовой системы. Создание такой системы является одной из главных целей Союзного государства.
И последнее. Логичным продолжением формирования механизма защиты граждан Союзного государства могло бы быть его расширение на так называемых "неграждан" Прибалтики. Речь идет о русскоязычных жителях Эстонии и Латвии, в основном выходцах из РСФСР и Белорусской ССР. В период распада Советского Союза в 1991 году они не получили эстонское и латвийское гражданство. С международно-правовой точки зрения "неграждане" и сегодня считаются гражданами уже не существующего государства – СССР. Как следствие, лишены не только права голоса, возможности занимать государственные посты, возглавлять крупные компании и др. У "неграждан" нет прав на конституционную защиту. Логично, что такую функцию возьмут на себя страны их происхождения – Россия и Беларусь.
Свежие комментарии