РЕН ТВ
Трехметровый гигант, показанный в программе, поразил самого Чарльза Дарвина. А ведь английский ученый на своем веку повидал многое, когда работал над теорией эволюции. Он заплатил уругвайским фермерам 18 пенсов, чтобы выкупить череп необычного существа. Крупное тело на коротких ножках, вытянутая морда, как у бегемота, и сильно выпирающие зубы.
То ли грызун, то ли слон – Дарвин так и не разобрался.Раскрыть тайну странного создания помог спустя много лет анализ ДНК. И его результаты наверняка удивили бы выдающегося британского ученого. Что за неведомый зверь ходил по Земле несколько тысяч лет назад? И куда он исчез? Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
"Никогда не представится лучшего шанса": неожиданное приглашение от профессора
В августе 1831 года 22-летний выпускник Кембриджа Чарльз Дарвин получил занятное письмо – приглашение в кругосветную экспедицию. Его отправил наставник молодого исследователя – профессор Джон Хенслоу.
"Путешествие продлится два года. Для человека, полного рвения и энтузиазма, никогда более не представится лучшего шанса... Не сомневайтесь и не бойтесь, что вас не возьмут, потому что, уверяю вас, вы – именно тот человек, которого они ищут", – писал профессор.
Первая кругосветка молодого ученого
Чарльз Дарвин не сразу понял, почему профессор рассыпался перед ним в комплиментах. А повод был. Ведь экспедиция на самом деле продлилась… пять лет. И на такую авантюру согласился бы только настоящий фанатик своего дела. Но Дарвин как раз им и являлся. Хотя поначалу и хотел ответить отказом.

"Дарвин сомневался, стоит ли ехать, поскольку, во-первых, беспокоила морская болезнь, а во-вторых, экспедиция спонсировалась королем, но специалист по типу Дарвина не входил в бюджет. И поэтому Дарвин должен был содержать себя на протяжении всего путешествия самостоятельно", – рассказал историк Дмитрий Корниенко.
Таким тут не место: почему капитан не хотел брать Дарвина на борт
Сомнений добавило знакомство Дарвина с капитаном корабля. Роберт Фицрой осмотрел молодого ученого с ног до головы и заявил: он не возьмет парня на борт. Мол, зеленый юнец не выдержит кругосветку.
"Капитан Роберт Фицрой считал, что может по лицу человека определить его характер. Ему не понравился нос Дарвина, и он думал, что человек с таким носом может не обладать достаточным характером для подобного рода путешествия. Но в итоге после долгих размышлений он принял решение взять Дарвина на борт", – сообщил историк Дмитрий Корниенко.
Череп загадочного токсодона и наброски легендарной книги
В итоге Чарльз Дарвин рискнул и не прогадал. В этой экспедиции он сделал наброски книги "Происхождение видов" – именно она впоследствии принесла ему мировую славу. А еще собрал коллекцию уникальных окаменелостей – в том числе кости того самого токсодона.

В Уругвае исследователь увидел, как местные мальчишки кидали камушки в глазницы черепа какого-то очень странного животного. Взрослые толком не смогли объяснить – где и когда они "откопали" останки чудного зверя.
"Причем этот череп не выглядел особо древним, поскольку ничего похожего сам Дарвин не наблюдал в своей жизни натуралиста, то он договорился купить этот череп за небольшую сумму", – уточнил старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, кандидат биологических наук Александр Арешин.
Еще одна необычная находка Дарвина
Но это было не единственным потрясением для начинающего исследователя. В соседней Аргентине во время раскопок Чарльзу Дарвину удалось отыскать окаменелости еще одного диковинного существа.
При беглом осмотре ученому показалось, что он нашел останки доисторического верблюда с мощной, мускулистой шеей. Потому назвал его "макраухения" – в переводе с латинского "большая лама".
"Хотя это представитель отдельного отряда животных, которые на ламу похожи чисто внешне, и считается, что макраухения имела хобот. Правда, хобот этот был коротенький и больше походил на нос-приросток современного сайгака", – отметил старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, кандидат биологических наук Александр Арешин.
"Большие банки консервированного мяса": как выглядели древние животные
Кости поистине невиданных зверей Чарльз Дарвин доставил в лондонский Музей естественной истории, где приступил к их изучению. С макраухенией натуралисту казалось все более или менее понятно: просто огромная лама. Хотя позже станет ясно – исследователь ошибался. Но в любом случае Дарвина куда больше занимал уругвайский череп.

Старшие коллеги Дарвина пришли к выводу: это древнее травоядное массой около двух тонн. А в длину больше трех метров. Ученые назвали могучее млекопитающее "токсодон", что переводится как "изогнутый зуб".
Эти животные миллионы лет назад вольготно бродили по лугам Южной Америки, и даже хищники были им не страшны. Так было, пока континент не заселили люди.
"Оба этих животных, таксодон и макраухения, были довольно мирные существа, фактически большие банки консервированного мяса. Как-то постоять за себя они не могли, у них не было каких-то ярковыраженных органов защиты типа рогов, поэтому, скорее всего, их просто съели", – предположил Александр Арешин.
Носороги и лошади – дальние родственники вымерших видов
Это все, что было известно ученым о токсодонах на протяжении почти двух веков. Однако несколько лет назад в результате серии сложных ДНК-анализов специалистам буквально чудом удалось выделить из окаменелых костей токсодона и макраухении коллаген.

Исследователи сравнили молекулы древнего белка с молекулами современных млекопитающих. И, наконец, выяснили – какие животные являются прямыми, пусть и очень дальними родственниками вымерших видов.
"Ближайшим родственником токсодона является, как ни странно, не бегемот, а носорог. Правда, это родственник очень не ближайший. Их пути разошлись примерно 66 миллионов лет назад, то есть еще до вымирания динозавров. Но тем не менее, седьмая вода на киселе, но родственник. Что касается макраухении, то результаты анализа показали на определенное родство с современными лошадьми. Но, опять же, это родство очень-очень удаленное", – подчеркнул старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, кандидат биологических наук Александр Арешин.
Чарльза Дарвина наверняка ошеломили бы эти открытия. Вряд ли даже он подозревал, насколько порой непредсказуема видовая эволюция. Но в любом случае и токсодон, и макраухения, наконец-то, заняли свои законные места на символическом дереве жизни – схеме, где Дарвин изобразил такие витиеватые и поразительные родственные связи живых существ.
Свежие комментарии