В Третьяковскую галерею 16 декабря вернулся один из самых узнаваемых и загадочных шедевров Репина. Картину "Иван Грозный и сын его Иван" пришлось восстанавливать несколько лет после того, как в 2018 году один из посетителей внезапно схватил стойку ограждения и обрушил ее на полотно, серьезно повредив его.
Процесс реставрации оказался сложным, а за произведение искусства серьезно волновались. Как удалось спасти картину, выясняла наш корреспондент Анна Ничуговская.
"Иван Грозный и сын его Иван" теперь под надежной защитой в специальной антивандальной капсуле. Шедевр русского реализма не просто возвратился на прежнее место – заиграл первозданными красками.
"Картину расчистили от огромного слоя лака. Стали лучше видны детали. Можно увидеть дверной проем, ажурные изразцы печи. Стали ярче цвета, они усилили трагическое звучание произведения", – сказала Ничуговская.
Алая кровь юного царевича, полный ужаса взгляд Ивана Грозного. Это убийство снова шокирует и завораживает. Такой взгляд художника Ильи Репина на историческое событие мы могли больше не увидеть. За 140 лет два нападения, последнее в 2018. Металлическим ограждением вандал три раза ударил по картине, пробил и защитное стекло, и сам холст. Преступник отсидел два с половиной года в колонии, вышел на свободу, а реставраторы продолжали спасать шедевр.
"Связь между крашеным и грунтом, грунтом и холстом была очень слабая, происходили отслойки, их количество все увеличивалось, и реставраторы привносили новые реставрационные материалы в это произведение", – рассказала художник-реставратор высшей категории Александра Орловская.
Четыре года миллиметр за миллиметром лечили самую знаменитую картину Ильи Репина. Перед началом операции прошли месяцы совещаний с химиками и рентгенологами.
Реставрацию проводили в лаборатории. Здесь сделали черные стены, чтобы мастера правильно подбирали цвет. Создали специальный стол и парящее место для реставратора. Такого оборудования нет ни в одном музее мира. Технологии совершенствовали прямо во время реставрации.
"Разработанная мною камера для обшивки холста от клея. Вот это сопла, через которые забирается образит, это ограничение, чтобы не попадал свет в глаза", – объяснил заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX вв. Андрей Голубейко.
Залечивать пришлось и старые раны, которые остались от первого нападения в 1913 году. Тогда вандал разрезал лицо царя. В реставрации участвовал сам Репин, об этом расскажут на специальной выставке. Вся трагическая история полотна – в документах. Вокруг картины с самого первого показа бушевали страсти: ожесточенные споры, шквал критики и доносы.
"Когда обер-прокурор увидел ее, он для себя посчитал, что экспонировать такую вещь нельзя, что это кощунство, и что это просто невозможно. Он смог донести свою мысль до императора Александра Третьего, который уже посетил выставку, и буквально через пару дней родилось запрещение экспонировать эту картину", – рассказала заведующий отделом рукописей Третьяковской галереи Алена Теркель.
Расскажут, и что вдохновило Илью Репина на такое прочтение исторического события, как люди толпами приходили взглянуть на шедевр. Покажут уникальные этюды и эскизы.
"В интерьере использованы те предметы, которые находились в коллекции самого Репина, он использовал, и даже мы видим сапожки, уж не знаю те или нет, но в любом случае один из вариантов этих сапожек", – отметила главный специалист отдела живописи XIX и XX вв., хранитель произведений Репина Светлана Капырина.
Еще до нападения вандала считалось, что картина хронически больна и спасти ее нельзя, но реставраторы сделали работу идеально. Увидеть возрожденную картину все желающие смогут уже 17 декабря. Экскурсоводы Третьяковской галереи расскажут не только о масштабной реставрации, но и обо всех тайнах самой знаменитой и скандальной картины Ильи Репина.
Свежие комментарии