Схватка со смертью в годы Великой Отечественной войны шла не только в окопах на передовой. Свою битву вели фронтовые врачи и медсестры. Круглосуточно под обстрелами в немыслимых условиях они буквально дарили вторую жизнь раненным на всех участках фронта. Самопожертвование стало символом профессии медика, и в строй удалось вернуть две трети бойцов.
О настоящих ангелах-хранителях в сюжете РЕН ТВ расскажет корреспондент Роман Ишмухаметов."Истинная благодарность за хороший капитальный ремонт моей ноги. Петрович". А там Петровичу было 18 лет", – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Надежда Семеновна Топтунова.
А она тогда была еще младше. Таких фотографий с благодарностями у 99-летней Надежды Семеновны десятки, и каждая из них – память о спасенной жизни. На курсы медсестер она пошла сразу после 10 класса.
"Не хватало лет, но меня взяли меня в госпиталь. Кода начинала только работать, у меня и руки дрожали, и плакала. И мне жалко было его перевязывать, жалко было взяться за эту раненую ногу", – вспоминает Надежда Топтунова.
В самом кровопролитном 1943 году, когда было ранено 6 млн 300 тысяч красноармейцев, Надежда Ивановна спасала солдат под Курском. 50 дней и ночей длилась та непрерывная схватка.
"Тогда я уже попала как следует в переплет. Госпиталь бомбили, мы сами носили их, разгружали на носилках ребят. Потом всех надо перевязать немедленно", – вспоминает Надежда Семеновна.
Ведь опасна была не только потеря крови, но и заражение. Западные антибиотики дороги, их практически нет, а наши ученые только-только приступили к созданию. Поэтому так важно было время.
Сумка времен Великой Отечественной с потертым крестом. Внутри только самое необходимое: стерильные бинты, жгут для остановки крови, булавки нужны были для того, чтобы крепить к гимнастерке бойца лист с личными данными о нем. Такая была и у Таисии Ивановны. Ей 103 года. До войны она успела выучиться на акушерку, на фронт ушла 22 июня 1941 года прямо со свадьбы подруги. Работала в госпитале, а когда через год его эвакуировали за Волгу, на Сталинград посыпались бомбы.
"Заняли мы гостиницу. Раненые были. Плащ-палатками отгородили операционную, а здесь была перевязочная. Раненых, носилочных полный зал был", – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Таисия Непогодина.
Победу Таисия Ивановна встретит в Праге в госпитале на дежурстве. За все годы войны в строй после ранений вернулось больше 70% воинов – 18 миллионов человек. И это сегодня кажется удивительным, учитывая уровень развития медицины на тот момент. Самых тяжелых пациентов после госпиталей отправляли лечиться в санатории. В одном из них работала 99-летняя Лилия Васильевна.
"В основном я должна была перестелить постель, переодеть больного раненого. Если он ходячий, отвезти на перевязку. Если он лежачий, значит, со столовой принести завтрак, обед и ужин", – говорит ветеран Великой Отечественной войны Лидия Новикова.
Искренняя забота и домашний уют для выздоровления бойцов важны были не меньше, чем вовремя оказанная квалифицированная медпомощь. Лидия Васильевна была и сиделкой, и помощником, и психологом, и другом, и кажется, самым близким на какой-то пусть и короткий момент жизни человека.
"Мы радовались, что люди выздоравливали. Это у нас как бы внутри было", – отметила ветеран Великой Отечественной войны Лидия Новикова.
Незнакомые друг с другом, но связанные одной историй. На разных фронтах и в тылу их одинаково тепло называли "сестренками" и "дочками". Эти обращения согревают и спустя 80 лет. Их вклад в Победу едва ли когда-нибудь можно будет переоценить.
Свежие комментарии