В Москве открылся музей первого отечественного ядерного реактора. Именно с его создания 70 лет назад началось стремительное развитие истории атомной промышленности страны. Пуск проводился под руководством известного физика Игоря Курчатова в секретной лаборатории на севере столицы.
Их лица были засекречены – на десятилетия. Впервые эти фотографии физиков-ядерщиков могут увидеть все. Под руководством академика Курчатова семьдесят лет назад они запустили первый в СССР и Европе атомный реактор – Ф-1. Его остановили лишь год назад. И сейчас там, куда имели доступ единицы, открылся музей.
"Причем аутентичный. Это то самое здание, та самая комната, где Курчатов с соратниками наблюдал цепную реакцию – первую в Евразии", – рассказывает президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
В разгар Великой Отечественной войны советские ученые разрабатывали новое оружие небывалой мощности – атомную бомбу. Нужно было успеть раньше Германии и США. Для бомбы требовался плутоний. А чтобы его получать, сначала пришлось создать реактор. Это сделали за рекордные шестнадцать месяцев.
Для первого реактора построили одноэтажное здание. Но его сердце – котлован – располагался на глубине семь метров. От него по подземному тоннелю можно было попасть в лабораторию, тоже подземную. А десятиметровая бетонная стена защищала котел от радиации.
Советский реактор оказался мощнее, чем у конкурентов-американцев. И при этом был безопасным. Если нужно, цепную реакцию останавливали одним нажатием кнопки на пульте управления. Чтобы не перепутать, она тут единственная красного цвета.
"Стержень висит на электромагнитном захвате. Этот захват обесточивается, и стержень отрывается от системы управления и падает вниз. И реактор останавливается", – отметил советник президента НИЦ "Курчатовский институт" Николай Кухаркин.
Стержни опускались в реактор и вручную, с помощью лебедки. Ветераны рассказывают, на случай аварии Курчатов даже положил рядом с лебедкой топор – перерубить трос. Простейшая, но эффективная система безопасности сохранилась здесь с сороковых годов. Как и этот перископ: через него ученые наблюдали за той зоной, куда входить было нельзя из-за радиации.
"Курчатов весь сорок первый год и начало сорок второго провел на Черноморском флоте, размагничивал корабли. У него много было знакомых моряков. Вот они ему, когда он пускал реактор, подарили этот перископ", – подчеркнул Кухаркин.
Хотя сначала задача была одна – сделать бомбу, – советские ученые уже тогда задумались о мирном использовании атома. Неудивительно, что первую на планете АЭС и атомную подводную лодку тоже спроектировали в нашей стране. И до сих пор только в России есть флот атомных ледоколов.
"Мы можем осваивать нефтяные месторождения, можем создавать атомные источники энергии в виде малых атомных станций в береговой зоне, можем ходить по Северному морскому пути из Европы в Тихий океан. И все благодаря тому, что мы освоили эту энергию и она в наших руках сейчас", – рассказывает помощник президента НИЦ Ярослав Штромбах.
В честь семидесятилетия со дня запуска первого отечественного реактора в России выпущена памятная марка. Больше двухсот тысяч экземпляров разойдутся по почтовым отделениям страны. А музей уже сегодня готов принимать посетителей. Все оборудование теперь часть экспозиции. Но если понадобится, говорят физики, реактор еще можно снова запустить.
Свежие комментарии