REUTERS/Piroschka van de Wouw
"Международный уголовный суд" (МУС) готовит очередную провокацию. Ранее указанное НКО неоднократно объявляло о выдаче бумажек с надписью "ордер" на имя представителей России. Теперь "прокуратура" начала "расследование" в отношении президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Если россиянам, как правило, вменили в вину действия на Украине, то главу Белоруссии пытаются "осудить" за внутреннюю политику. Конкретно – за действия против радикалов внутри собственной страны.Учитывая близость уголовного законодательства России и Белоруссии, можно предположить, что и белорусские правоохранители последуют примеру России, где возбуждены уголовные дела в отношении "прокурора" и "судей". Однако в этом вопросе есть один важный нюанс.
"Международный уголовный суд" был учрежден в Гааге в 1998 году. Инициатором его создания выступило крохотное островное образование Тринидад и Тобаго. Эта бывшая колония Англии в правовых вопросах до сих пор находится в юрисдикции Судебного комитета Тайного совета в Лондоне. В соответствии с обращением карибского микрогосударства Генассамблея ООН одобрила проведение дипломатической конференции. На этом форуме с участием спецпосланников стран-членов ООН был разработан проект Римского статута, которым учреждался МУС. Целью "суда" декларировалось расследование международных преступлений (против человечности, геноцида и др.), а также осуждение преступников.
Global Look Press/Vincent Isore via www.imago-imag/www.imago-images.de Статут был открыт к свободному подписанию.
В дальнейшем он был ратифицирован практически всеми европейскими экс-метрополиями, а также частью их бывших африканских, азиатских и латиноамериканских колоний. При этом в деятельности "суда" явно прослеживалось влияние Англии.Генассамблея ООН санкционировала разработку Римского статута, но не утверждала его. Поэтому статут не стал официальным документом ООН – конвенцией ООН. По своей юридической природе он представляет отдельное межгосударственное соглашение. По этой причине МУС не является органом ООН. Он не является и общепризнанным международным судом. В мире есть только один судебный орган, который определяется Уставом ООН как "международный". Это Международный суд ООН.
"Международный уголовный суд" зарегистрирован как "неправительственная организация" в юрисдикции Нидерландов. Таким образом, он является нидерландской НКО.
Следственный комитет предъявил представителям МУС обвинение по ч. 2 ст. 299 УК РФ, которую затем дополнили еще одной статьей – ч. 2 ст. 301 УК РФ. В первой из них говорится о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, а во второй – о незаконном заключении под стражу. Но привлекать к уголовной ответственности или заключать под стражу могут только государственные органы или общепризнанные международные суды. МУС же не является ни тем, ни другим.
ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев Поэтому Следственный комитет РФ дополнил квалификацию действий МУС еще одной статьей – конвенциональной, т.е. апеллирующей к Конвенции ООН. Это ч. 1 ст. 30 УК РФ, ч. 2 ст. 360. В ней говорится о подготовке к нападению на представителя государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений. Эта статья базируется на Конвенции ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой. Она была принята в 1973 году в ответ на серию убийств и похищений сотрудников дипломатических представительств. Конвенция закрепила принципы защиты дипломатов, а также представителей секретариата ООН. В то же время документ, получивший неофициальное название "Конвенция о защите дипломатов", формально распространяется и на глав государств. Они отнесены к лицам, пользующимся международной защитой на основании так называемого принципа государственного иммунитета.
Конвенция 1973 года считается антитеррористической. Ее применение направлено против террористов. И если ее применять к МУС, то следует признать это НКО "террористической организацией". Именно так и поступили США.
В 2002 году МУС предпринял действия по расследованию преступлений американских военнослужащих в Афганистане. В ответ Конгресс США принял отдельный закон – так называемый "Акт о вторжении в Гаагу". Он признал действия МУС "террористической атакой на Соединенные Штаты". На этом основании Конгресс разрешил поступать с представителями МУС, как с обычными террористами. В соответствии с "Актом о вторжении в Гаагу" допускалось даже применение вооруженных сил США для захвата или бомбардировки здания "суда".
Global Look Press/Pogiba Aleksandra/news.ru В то же время Россия не будет копировать англосаксов. И дело не только в том, что в таком случае придется санкционировать удары по объектам в Нидерландах, что означало бы вступление в войну с НАТО. В серии публикаций мы уже поясняли, почему западная концепция терроризма не соответствует российскому праву. У России и Белоруссии есть собственные правовые традиции. И они позволяют принять нормативные акты о признании МУС и подобных ему структур "организованным сообществом, несущим угрозу миру и безопасности человечества".
Свежие комментарии