РЕН ТВ
Одна из самых известных и захватывающих скандинавских легенд – "Валькирия и Воин". Сказание о любви, предательстве, интригах и, конечно же, войне. Главные герои – Брунгильда, королева целой армии женщин-воинов, и Зигфрид, проклятый Одином и обреченный превращаться в волка каждый девятый день.
Было ли такое в реальной жизни? Почти. Но то, что были любовь, предательство и интриги, можно гарантировать. Историю мифических скандинавских воительниц рассказывает программа "Легенды и мифы" с Александром Ингилевичем на РЕН ТВ.
История кровавой Брунгильды
Инцест, войны и жизнь "по локоть в крови"
Эту женщину обвинили в убийстве сразу нескольких европейских монархов. А также родной сестры, мужей, сына, внуков и даже правнука. Ей вменили в вину инцест и разжигание междоусобных войн, которые длились без малого целых 45 лет.
Замуж эта самая одиозная красавица раннего Средневековья вышла по тем временам непозволительно поздно – в 23 года. Зато удачно – за короля Австразии Сигиберта.
Жестокая королева жертвовала своими близкими ради достижения целей
У королевы Брунгильды была любимая сестра, которая также, как и Брунгильда, вышла замуж, кстати, за брата Зигфрида. Семейное счастье длилось недолго, и однажды утром сестру Брунгильды нашли в королевской спальне без признаков жизни. Ровно через девять дней новоиспеченный вдовец женился на своей любовнице.

Дальше события начали развиваться еще стремительнее. Брунгильда уговорила мужа пойти войной на королевство брата. Эту битву они выиграли, но проигравшая сторона подослала к Сигиберту убийц. Так Брунгильда стала вдовой в первый раз.
"Вся дальнейшая жизнь королевы протекала довольно бурно. Можно сказать, "по локоть в крови". Везде, где она появлялась, начинались войны и распри. Она без конца отдавала приказы о казни. Ее близкие и любовники также погибали", – рассказала куратор книжных проектов, историк Анастасия Михайлова.
Что общего между правительницей франков и девой-воительницей из скандинавских мифов
70-летнюю королеву поймали и отдали под суд племяннику, сыну убийц ее сестры. Последовали три дня самых жестоких пыток и позорная, мучительная казнь.
"История о свирепой воительнице Брунхильде очень напоминает нам жизнь истории королевы франков Брунгильды. История королевы девы-валькирии, которая была вынуждена жить обычную земную жизнь. Мстительная воительница, которая ни перед чем не останавливалась и готова была решительно сражаться с кем угодно за свои идеалы. В конечном счете их имена действительно похожи", – отметила Михайлова.
Легенды о валькириях
Воительницы искали павших воинов на полях сражений
Валькирии. От блеска их доспехов на небе возникало северное сияние. Их шлемы с крыльями сверкали над полями самых кровопролитных баталий. Женщины-воины, которым суждено было стать одними из самых известных персонажей в мировой культуре.

"Этимология имени Валькирия прозрачна – valkyrja. Val – это древнегерманское "труп", "павший", а kyrja – это избирательница. То есть избирательница павших", – пояснил научный сотрудник Центра европейских исследований Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Илья Губанов.
Почему волки и вороны были спутниками валькирий
Искать павших доблестных воинов валькириям помогали вороны. Эти птицы в скандинавской мифологии имели привилегированное положение. Чернокрылые помощники Одина летали по свету и докладывали верховному богу о происходящем.
То, что они первыми появлялись на поле брани, неудивительно, ведь именно так и происходило в реальной жизни. Запах свежей крови в местах ожесточенных схваток всегда привлекал пернатых падальщиков.

"Звери битвы" – это звери, которые питаются павшими на поле боя. Естественно, это наблюдение реальное. Это вороны и волки. Они попадают в древнеанглийскую поэзию, в древнегерманскую, в древнескандинавскую. То, что вороны связаны с войной, неудивительно", – добавил Губанов.
Если вновь вернуться к легенде о валькирии и воине, то, если вы помните, Зигмунд превращается именно в волка. Так, скорее всего, красивая история о любви небожителей родилась из неприглядного пира падальщиков на поле боя и воспоминаний о прекрасной и жестокой королеве франков Брунгильде.
Свежие комментарии