80 лет назад по улицам Москвы прошли тысячи немецких солдат и офицеров. Вопреки их ожиданиям это был не торжественный парад. Все они попали в плен в ходе операции "Багратион" летом 1944-го. Этот день стал символом приближающейся победы. А фашисты посмотрели в глаза тем, кого собирались уничтожить и поработить.
Корреспондент Кирилл Ольков рассказал, как это было, в сюжете РЕН ТВ.ФСБ рассекретила показания немецкого генерала о казнях
Рассекреченное дело номер 1946: более 300 страниц показаний немецкого генерал-майора Готфрида фон Эрдмансдорфа. Комендант Могилева был взят в плен в первые дни операции по освобождению Белоруссии.
"Он, как комендант, подписывал все приказы, связанные с казнями наших патриотов партизан. На его совести реальная кровь", – подчеркнул историк спецслужб Олег Матвеев.
Жителей Могилева казнили без суда. Тех, кто мог работать, заставляли строить защитные укрепления. Эрмансдорф, по приказу Гитлера, должен был превратить город в неприступную крепость.
"В протоколах допроса Эрмансдорфа сразу две фотографии. Одна в форме, ордена, медали (тогда он еще занимал должность коменданта Могилева и Могилевского укрепрайона). Вторая – уже после возбуждения уголовного дела. Две фотографии – большая редкость для протоколов того времени", – отметил корреспондент.
"Немало орденов у Гитлера выслужил генерал майор фон Эрмандсдорф комендант Могилева", – говорится в документальном фильме.
Как 80 лет назад по Москве прошли пленные фашисты
На кадрах уже пленный Эрдмансдорф – последний раз в военной форме с наградами и орденами.
"Сегодня, 17 июля 1944 года, солдатам Гитлера предоставлена возможность побывать в Москве. Вот они – 57 тысяч 600 пленных немцев", – отмечается в фильме.
"Большой вальс" или "Парад побежденных" – первый и последний марш фашистов в столице. 17 июля 1944-го по улицам Москвы прошли десятки тысяч плененных немцев. Колонну возглавляли командиры армейских корпусов. Всего 19 высокопоставленных генералов верхмата. Среди них и Готфрид фон Эрдмансдорф.
Военные самой мощной группы немецких армий "Центр", которая считалась непобедимой, в 1941 году чуть не взяли Москву. Плененных немцев свозили в Москву эшелонами, размещали на Ипподроме и стадионе "Динамо".
"Слухи пошли еще более страшные – что будут массовые казни, офицеров в звании от генералов до полковников будут вешать, а они будут смотреть", – поделился подробностями военный историк Николай Аничкин.
Единственная заметка о грядущем марше появилась на четвертой странице "Правды" уже день в день. Также об этом утром объявили по радио. Секретность нужна была в целях безопасности.
НКВД разработало два маршрута следования колонн. Первая группа немцев шла с Ипподрома по Ленинградскому шоссе, Тверской до площади Маяковского и далее по часовой стрелке Садового кольца до площади Курского вокзала. Вторая часть колонны – от площади Маяковского вышла на Большую Садовую, дальше по кольцу против часовой стрелки до станции Канатчиково.
Уже через час после начала зрители были везде – на тротуарах, на балконах, в окнах, на крышах. Сработало сарафанное радио.
"Меня сестра старшая позвала: "Пойдем-пойдем скорее, там ведут немцев от Серпуховки к Крымскому мосту". Шли они в своей одежде, ссутулившись", – вспоминает труженица тыла Валентина Дроздова.
Такое пропустить было нельзя. На Крымском мосту собрались тысячи москвичей, стояли чуть ли не друг на друге. Почти все молчали.
"Много народу было. Они смотрели на нас, а мы – на них. Мы не говорили с ними", – отметила участница Великой Отечественной войны Анны Кондратьева.
Как сложилась судьба пленных
Дальнейшая судьба пленных генералов сложилась по-разному: Эрдмансдорфа повесили в 1946-м, но были и те, кто не только выжил, но и сделал себе карьеру. Среди них командующий четвертой армией Винценц Мюллер. Он присоединился к антифашистскому движению и регулярно обращался к немецким солдатам с призывами прекратить сражаться за Гитлера.
"Когда создали Германскую Демократическую Республику, он стал одним из создателей народной армии ГДР и, будучи бывшим генерал-лейтенантом вермахта, дослужился до генерал-лейтенанта армии ГДР, став начальником генерального штаба и замминистра обороны", – рассказал историк спецслужб.
Это, по мнению немецкого историка Франка Шумана, и было главной задумкой Сталина: союзникам – показать мощь Красной армии, а врагам – внушить, что их капитуляция – это не обязательно смерть.
"Немецким солдатам тогда внушали, что если они капитулируют и перейдут на сторону Красной армии, то их расстреляют. Этот марш как бы сказал всему миру: "Мы никого не расстреляем. У военнопленных есть шанс выжить", – уточнил немецкий историк Франк Шуман
Улицы отмыли после "Парада побежденных"
После марша улицы Москвы показательно отмыли. Цензура тщательно "вычищала" и все статьи. Первая заметка о "Большом вальсе" появилась в газете "Правда" только через два дня. А вот материал "Известий" сняли с печати, впервые опубликовав только в 2019 году.
"Неодобрение вызвал акцент, который сделал Лев Славин,на национальности военнопленных. Он написал, что помимо немцев, там присутствовали представители других европейских народов – поляки, чехи, словаки. Поляки так же активно участвовали в антифашистской борьбе на стороне Советского Союза", – пояснил заместитель начальника отдела Российского государственного архива социально-политической истории Евгений Григорьев.
По свидетельствам очевидцев, вечером уже после "Марша побежденных" в Москве были танцы. До победы оставались долгие 11 месяцев, но в ней после увиденного уже тогда никто не сомневался.
Свежие комментарии