Насколько важен внутренний баланс как никто другой знают жители дагестанского села, которые уже на протяжении нескольких веков оберегают уникальное ремесло. Искусство канатоходцев раньше передавалось из поколения в поколение, но сейчас мастерство рискует бесследно исчезнуть. Как это исправить – разбирался Мурад Магомедов.
Высота над землей – три метра. Юный канатоходец рискует. Девочка порхает на канате, словно птичка, балансирует, легко садится на шпагат. Следующий номер можно назвать смертельным. Хрупкая горянка идет по тросу с закрытыми глазами.
Цовкра – знаменитое село канатоходцев, дагестанская колыбель этого искусства.
"Есть разные легенды о том, как здесь зародилось канатоходство. По одной из них горцы хотели быстро перебираться с одной скалы на другую и для этого натянули веревки, например, над рекой, и по ним ходили. Неумелые часто срывались в пропасти, поэтому со временем в ауле остались лишь настоящие мастера", – рассказал корреспондент.
Местным пехлеванам сегодня некому передать свое мастерство. Самое опасное искусство горцев умирает.
"Все потому что дома в ауле опустели. Сейчас здесь живет не больше 50 человек. Работы в горах нет, а канатоходством на жизнь не заработаешь. В селе есть детская школа канатоходцев. Когда-то здесь занимались несколько групп юных пехлеванов. Сегодня тут обучаются цирковому мастерству всего четыре ученика", – отметил корреспондент.
Двое мальчишек на занятия приезжают из соседнего села на мопеде. Уроки проводят на открытом воздухе. Спортзала у школы канатоходцев нет.
– Медленно, медленно. Осанку держи.
Рамазан Курбанович, педагог с 20-летним стажем, сетует, что детей мало, считает, если ничего не предпринять – древнее искусство умрет. Показывает нам старый, заброшенный корпус сельской школы, мечтает его восстановить и открыть здесь летний лагерь канатоходцев.
"Если помогут, кто-нибудь, меценаты, депутаты достучаться до правительства, хотим детский летний лагерь – там можно обучать нашему традиционному искусству канатоходства, обучить родному языку", – отметил преподаватель цовкринской школы канатоходства Рамазан Гаджиев.
Им нужна поддержка и помощь. В ауле можно открыть туристический центр канатоходства, с мастер-классами для гостей. Или собрать цирковую труппу, которая бы выступала на праздниках и гастролировала. Вот бабушка Хадижат вспоминает те времена, когда артисты из родного аула работали в сильнейшем коллективе страны – в Большом Московском цирке.
"Наши канатоходцы, выходцы из селения, побывали во всех государствах иностранных. Везде, где бы они не выступали, им рукоплескала благодарная публика", – вспоминает жительница села Цовкра Хадижат Саламова.
Еще недавно в селе регулярно проводили обряд совершеннолетия. Юноши в глазах односельчан становились мужчинами, только если смогли пройти над землей без страховки. Этой традиции уже нет, как в будущем может не стать и самого искусства канатоходства.
Свежие комментарии