На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕН ТВ

195 221 подписчик

Свежие комментарии

  • Павел Григорчук
    Людииии, неужели вы не видите всей правды; дети приходят в школу после каникул, отдохнувшие, не заразные, полны сил и...Российские школы ...
  • Александр Бондаренко
    Неразумно Устранили следствие а не причинуФранцузы отпраздн...
  • Eduard
    Не протестующие,а тероористы!Протестующие сожг...

Дефицит чабанов в Дагестане грозит нехваткой баранины и козьего сыра

Баранина и козий сыр могут оказаться в списке самых дорогих продуктов из-за дефицита. Возникнет он уже в ближайшие месяцы, потому что пасти животных просто некому. Главный регион для отрасли – Дагестан, там молодежь отказывается от традиционной профессии. Как вернуть престиж, в сюжете РЕН ТВ разбирался Даниял Исаев.

Горы, пастбища, тысячи голов овец – это повседневная реальность чабана. Работать с такими видами одно удовольствие, подумают многие, но от этой профессии сегодня массово отказываются.

800 овец и коз – небольшое количество для обычного чабана. В среднем стадо состоит из полторы-двух тысяч голов. Ни ворот, ни оград. Только свое хозяйство и прогулки за горный горизонт.

Молодежь не идет в пастухи – тяжелые условия труда: сутками на жаре, в одиночестве, далеко от городов и интернета. По пути можно встретить опасных хищников.

Дистанции, которые проходит стадо, иногда доходят до 30 километров в день. Помимо прогулки это и путь на выживание к пастбищам, главному источнику питания.

Трава – главное сокровище для любого чабана. Именно за ней горцы гонят стада на десятки километров от одного пастбища к другому. Без свежей зелени такое количество голов просто не выживет.

Работа чабана – настоящее испытание. Не удивительно, что даже миллион рублей за сезон не помогает привлечь людей в профессию.

"У меня три сына, у братьев тоже сыновья. Ни один не работает чабаном, не взял это дело. Почему? Потому что они знают, насколько это трудно. В таком темпе если будет продолжаться это, то все старики умрут же. Молодежь не берется за них (за овец. Прим. РЕН ТВ). Натуральное мясо закончится же в Дагестане!" – предупредил чабан Мухамадали Закарикаев.

В Дагестане пять миллионов овец и коз – это 22% всего российского поголовья мелкого погатого скота. Ежегодно республика дает стране 75 тысяч тонн живой баранины, 15% из которой уходит на экспорт. Но эта мощь держится на плечах всего 35 тысяч человек.

В профессии остались лишь те, для кого это стало смыслом жизни.

"Конечно, это нелегко дается, выбор этой профессии. Ну с детства если у него есть интерес. Есть люди, которые очень любят животных: ягнят любят, телят. Вот они посвящают себя этому. Всю жизнь они на лоне природы. Есть люди, которые привязаны к животным, и к этому всему миру", – отметил руководитель районного информационного отдела Гумбетовского района Дагестана Гамзат Изудинов.

Дефицит кадров в этой сфере – проблема не только Кавказа. Турция решает ее рабочими визами для иностранцев, Узбекистан и Казахстан – выделяют субсидии фермерам и предоставляют им новые агротехнологии, в Азербайджане – открыли полевые школы для передачи опыта.

В Дагестане для спасение отрасли разработали новую региональную программу "Земский работник сельского хозяйства" по аналогии с федеральной.

"По аналогии как "Земский доктор" будет финансироваться тот, кто переехал в село и будет чабаном. Что касается выплат единовременных, то мы рассчитываем, что в пределах миллиона у нас будет единовременная выплата тоже", – рассказал министр сельского хозяйства Дагестана Зураб Куччаев.

А еще республике начали открывать агроклассы в школах и проводить профориентационные ярмарки и конкурсы. Всё это поможет сделать труд пастуха делом будущего, а не прошлого.

 

Ссылка на первоисточник
наверх