Zuma\TASS
"Новое – значит лучшее" – так думают некоторые люди. Однако всегда ли верна эта формулировка? Порой некоторые вещи, сделанные в старину, могут дать фору современным, и еще какую.
Так ли отличаются характеристики старинных вещей от тех, что производят в наше время? Что можно сделать из старого корабля?
Как работают современные реконструкторы? И зачем в Росси построили гигантский требушет? Рассказали в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым.Вторая жизнь старого судна: что делают из кораблей в Индии и Пакистане
Вообще, разбор старых судов и кораблей – это очень грязная, тяжелая и опасная работа. После того как эта работа заканчивается, обычно огромное количество земли вокруг оказывается навсегда отравлено и выведено из эксплуатации. Для того чтобы этого не происходило, придумали строить специальные площадки для разбора кораблей. Делаются они из бетона, щебня и песка. Корабль туда загоняют, распиливают, а потом весь этот бетон, щебень и песок перемалывают и утилизируют. Приходится его даже отжигать. Хорошая технология, но очень дорогая.
Куда уходят корабли, срок службы которых подошел к концу? Утилизация в большинстве стран жестко регламентирована, процесс это весьма затратный. Поэтому грязную и опасную работу выполняют Бангладеш, Пакистан и Индия.
- Работы ведутся шесть дней в неделю, по 14 часов в день.За смену рабочий зарабатывает около 400 рублей.Чтобы сэкономить на зарплатах, на работу нанимают подростков и выплачивают им по 150 рублей за смену.

"Люди, которые уничтожают и участвуют в утилизации подобных судов, очень часто болеют и заражаются теми отходами, с которыми они вынуждены работать. В частности они заражаются от тех нефтяных и газовых останков, которые остаются на судах, которые они утилизируют", – рассказал кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории РУДН Вячеслав Черемухин.
Утилизация начинается с того, что корабль высаживают на мель. С него сливают остатки солярки, машинное масло и другие жидкости. Затем снимают внутреннюю оснастку и механизмы. Канистры с топливом, огромные двигатели, километры медных проводов, иллюминаторы и даже койки – все это идет на продажу.
Опустошенный корпус расчленяют на части. Сталь вырезают огромными фрагментами, используя только горелки, кувалды и клинья. Отломанный кусок оттаскивают подальше, разрезают на мелкие фрагменты и вручную переносят на грузовики. Металл переплавляют и снова пускают в дело – из него возводят новые дома. Работа по утилизации кораблей тяжелая и, главное, опасная. Несчастные случаи в этом деле не редкость.
Деревянные корабли многим кажутся пережитком прошлого, но зачастую то, что строили наши предки, не теряет своей актуальности до сих пор. В этом ведущий Тимофей Баженов лично убедился, когда путешествовал по Камбодже.
Деревянный корабль, показанный в программе, кажется старым, но на самом деле он очень-очень крепкий. Такие корабли ходят по Меконгу, из Камбоджи в Лаос.

"Но есть один нюанс – между Лаосом и Камбоджей есть водопад, он огромный. Так вот, это корабли преодолевают водопад туда и обратно. Но не сами, конечно, их люди на веревках затаскивают. Сначала вверх, а потом вниз на канатах спускают", – отметил ведущий Тимофей Баженов.
Воссоздано в России: чем могут похвастаться отечественные мастера
Экспедиция из Архангельска проделала путь в 3000 км на судне старинного образца
В Архангельске работает судоверфь, где по старинным чертежам строят древние поморские шхуны. Технологию удалось восстановить благодаря стараниям историков и археологов. Строительство ведется как встарь: без единого гвоздя.
Одной из таких построек стал карбас. На этом традиционном поморском судне энтузиасты отправились в уникальную экспедицию. Они прошли через Северный Ледовитый океан по старинному торговому пути – тому самому, который использовали первопроходцы, осваивая Сибирь. За 2,5 месяца путешественники преодолели на веслах и под парусами более 3000 километров.

"Форма этого корабля была такова, что она была устойчива. То есть она не опрокидывалась от боковой волны, могла воспринять на себя волну встречную. И шли они под парусами. Именно карбас обладал свойством двух мачт и парусами. Мастерство вождения на парусах переменным ходом позволяло идти даже навстречу ветру", – рассказал профессор кафедры градостроительства МАРХИ, заслуженный архитектор РФ Александр Малинов.
Россия сильна не только кораблестроением.
Российские реконструкторы воссоздали самый большой требушет
Наши кузнецы и оружейники создают максимально достоверные копии средневековых доспехов и холодного оружия. А несколько лет назад под руководством реконструкторов был построен самый большой в стране требушет.
Создавая метательный механизм, реконструкторы использовали только те материалы, что были известны в XIV веке. Получилась огромная праща, работающая за счет системы противовеса.

Кажется, что недалеко и немного, но для Средневековья это было грозное оружие.
"И вот в этом сооружении мощная рама станина, которая была на колесах, она была передвижная, она позволяла зарядить камень, закрутить эту энергию, отпустить. И она направляла камень для разрушения стен, для разрушения ворот", – объяснил принцип работы требушета архитектор Малинов.
В нашей стране издревле почитали людей, занятых ручным трудом. О русских мастерах говорят по всему миру.
"Хороший топор должен звенеть": подмосковный умелец делает оружие по старинным технологиям
К одному из таких программа "Как устроен мир" и отправилась в гости в село Микулино Московской области. На самодельных гуслях играет Денис Слатов, глава творческой артели.
Топоры, показанные в программе, – точные копии оружия X века, найденного археологами во время раскопок древних славянских городов. Чтобы создать такой топор, мастер проводит немало времени, изучая труды археологов. В коллекции Дениса Слатова есть реплики топоров из Ярославской, Владимирской, Хмельницкой и Черниговской областей. А ведь все началось с одной случайной находки.
"Топоры, найденные в окрестностях нашего села, древние топоры. И вот один из таких топоров мне попался, похожий очень на этот, попался у меня в огороде. На нем было клеймо, то ли 1853-й, то ли 1855 год. И я решил немножко переделать. Я там что-то от него отпилил, что-то там к нему добавил, сделал, естественно, рукоятку, обточил, шлифовал, начал на нем рисунки наносить", – рассказал о своей находке мастер по изготовлению древнерусских предметов быта Денис Слатов.

Мастер не только воспроизводит древнее оружие, но и создает свое собственное.
"А вот этот топор – любимец публики. Он у меня призер, он у меня участвовал в Санкт-Петербурге в одном конкурсе всероссийском, занял третье место, и два года назад в Волоколамске проходил тоже как бы выставка-конкурс, приезжали там московские художники, там он занял у меня первое место. Сделан в форме дракона. Ну, топор назвал, когда для участия в конкурсе нужно было название придумать, я его так и назвал – черный дракон", – показал свое изделие Денис Слатов.
В программе показали и подставку для топора. Она выполнена в форме тела дракона, с крыльями и лапами. Хвост у него металлический, обтянут кожей, а все остальное сделано из дерева и раскрашено мастером вручную.
"Хороший топор должен звенеть", – отметил мастер Слатов.
Денис Слатов изготавливает не только топоры, но и различные сувениры для музеев России в этническом стиле. Продемонстрировал мастер, например, солонку в виде козла – неофициального символа Твери.
В кадре – макет ладьи и древняя русская логическая игра "Мельница". Ну а статуэтки, показанные в программе, вам наверняка хорошо знакомы.
"Сейчас в руках у меня находятся статуэтки божеств нашей древней славянской истории языческого времени, то есть вот это статуя Перуна, бога войны, грома, молнии и так далее, и богиня Макошь, богиня трудолюбия, то есть судьбы, то есть вот именно ее раньше изображали с веретеном", – показал Денис Слатов.
Есть и совсем удивительная вещь, сделанная своими руками, – избушка Бабы Яги.
Поэтому у нее не было окон, а строили дом на высоких сваях, чтобы внутрь не могли пробраться дикие звери. Что касается дома, созданного мастером, то это сказочный вариант. И все в этой избушке сделано вручную.

"В моей избушке есть такой вот сюрприз. Открываем. Здесь вы можете увидеть печь. Вот такие вот стульчики. Сундук, самовар. Ведерко. Веник, который сделан из настоящего веника. И самое главное, здесь есть житель – домовой", – добавил мастер.
Напоследок съемочная группа заглянула в ту самую мастерскую, где Денис Слатов создает аутентичные русские топоры, и посмотрела, как он работает.
А еще умелец Слатов специально для программы "Как устроен мир" сделал на топоре дарственную гравировку.
Глядя на умельцев со всех концов Земли, становится понятно, что как бы производство ни стремилось к автоматизации, полностью избавиться от ручного труда невозможно. Есть вещи, которые станки не изготовят. А качественная работа, выполненная руками профессионала, цениться будет всегда.
Свежие комментарии