Все это уже было и, возможно, еще будет – ничего принципиально нового в политике Запада сейчас не происходит. Это очень хорошо видно на выставке, которая открывается в Москве. На ней будут показаны работы Кукрыниксов – троих легендарных советских художников. По их карикатурам можно изучать историю.
Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Павла Матвеева.Куприянов, Крылов, Николай Соколов – Кукрыниксы. Это смешное сокращение, которое сподвигло даже рок-группу назваться этим именем, – уже после того, как мастера ушли со сцены. Возможно, музыкантов пленило сочетание букв, но они по крайней мере его знали.
"Приятель мне сказал: "Не волнуйся, время Кукрыниксов еще не пришло". Вот сейчас пришло", – отметил сын Николая Соколова Владимир.
Советских карикатуристов было немало хороших, а Кукрыниксы – феномен. Ильфа и Петрова спрашивали, как они писали вдвоем. А как Кукрыниксы рисовали втроем?
"Изначально, приступая к работе над каким-то шаржем, карикатурой, они расходились по углам и начинали придумывать сначала первооснову будущей карикатуры, потом собирались, обсуждали, чей рисунок лучше, и продолжали его уже разрабатывать. Между собой у них всегда был уговор, чей бы вклад не был больше в то или иное произведение, доходы и все гонорары они всегда делили поровну втроем", – рассказала куратор выставки Любовь Подлеснова.
Можно бы пафосно назвать их зеркалом эпохи, но в том и дело, что они успешно работали несколько эпох: сталинские заморозки, хрущевская оттепель, брежневский застой, – а они рисовали и рисовали.
"Творческое долголетие является продуктом их способностей уловить дух времени. Это можно назвать конъюнктурой, это можно назвать ощущением текущей повестки дня, но они всегда очень четко улавливали то настроение, которое есть у властей, то настроение, которое есть у общества, потому что если вы не улавливаете настроение общества в таком жанре, как карикатура, или вообще в изобразительном искусстве, в искусстве плаката, то очень быстро, как говорится, выходите в тираж – вы особо никому не нужны, даже если вы сервильны по отношению к власти", – пояснил политолог, профессор института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев.
Истоки работ Кукрыниксов, возможно, стоит искать в "Окнах РОСТА" и плакатах Маяковского. Но истоки истоками, а политическая картина все время меняется. И вот тут есть нюанс.
"Вот договор о дружбе между СССР и Китаем, или вот Нобелевскую премию мира вручили милитаристу и дельцу со значком доллара на рукаве. Или вот дядя Сэм выбивает деньги с каких-то несчастных в пользу НАТО. Вам это все ничего не напоминает?" – указал корреспондент Павел Матвеев.
Стоит почитать новости, посмотреть мемы в интернете – это же чистые Кукрыниксы, только в диджитал-формате. История развивается циклично. Кукрыниксы умели и это чувствовать. Они рисовали то, что видели. А мы на выставке в Манеже видим их глазами наше собственное "сейчас" – только пару циклов назад.
"Они были выдающимися мастерами своего дела – графики, прежде всего. Они еще были выдающимися иллюстраторами. Они иллюстрировали Гоголя, Чехова. Иллюстрировали Ильфа и Петрова. Замечательная совершенно иллюстрация Салтыкова-Щедрина", – отметил художник-карикатурист Владимир Мочалов.
Кукрыниксы ведь еще и живописцы. Посмотреть на их работы в Манеже хорошо бы всем, кто имеет возможность: это ведь тоже классика.
"Они учились в ВХУТЕМАСе, это было экспериментальной школой. Я даже не знаю, где они учились реализму, потому что, будучи карикатуристами и живописцами, должны были хорошо знать анатомию, перспективу, уметь компоновать и так далее. Поэтому я считаю, что они были хороши и без идеологии. Идеология была частью их", – подчеркнул заслуженный художник РФ Геннадий Животов.
В одном из последних интервью Николая Соколова – того самого Никса – спросили: "Как вам удалось быть востребованными столько лет?" Он прищурился и ответил: "Приходится жить в предлагаемых обстоятельствах".
Обстоятельства приходят, уходят и возвращаются, а искусство – вечно.
Свежие комментарии