На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЕН ТВ

195 181 подписчик

Свежие комментарии

Выставка "Передвижники" откроется в новом корпусе Третьяковки 30 октября

ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Поражающая своими масштабами выставка, посвященная передвижникам, сегодня откроется в Москве в новом корпусе Третьяковки. Ее уже называют крупнейшей за последние полвека.

Экспозиция позволит посетителям с другой стороны взглянуть на наследие именитых художников и отойти от штампов русского искусства.

Какие произведения представят на выставке, рассказал наш корреспондент Леонид Клименчук. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.

После открытия нового корпуса, в новое здание Третьяковской галереи кажется переехало и ее "сердце". В одном зале собраны произведения Репина, Васнецова, Шишкина и Крамского. Причем ознакомиться с цифровыми копиями классики русской живописи кураторы предлагают уже в фойе.

"Прикоснуться к искусству можно с помощью интерактивной панели, где представлены все экспонаты галереи, их подробные характеристики и история создания каждого полотна", – уточнил корреспондент.

Чуть больше узнать о полотнах можно и в основном зале экспозиции. К примеру, портрет Льва Толстого Павел Третьяков не хотел покупать у известного портретиста Николая Ярошенко.

"Ему показался этот портрет таким блеклым, с таким невыразительным взглядом великого писателя. А для Ярошенко как раз эти моменты были очень и очень дороги", – отметила старший научный сотрудник отдела живописи Третьяковской галереи Галина Серова.

Коллекцию из 150 произведений собрали к 155-летию объединения художников-передвижников – одного из любимых у основателя галереи Павла Третьякова. Именно их работы стали стержнем Третьяковки, а впоследствии и всей русской живописи.

"Он из их поколения, он собирает самое современное, самое актуальное искусство, оно отнюдь не было тогда таким классическим, каким оно кажется сейчас", – дополнила Серова.

На первой передвижной выставке в 1871 году зрителям представили 82 произведения. Особый успех имела картина Николая Ге "Петр 1 допрашивает цесаревича Алексея". Тогда люди впервые и увидели, каким реалистичным может быть русское искусство.

"Передвижники писали не только на тему бедноты, каких-то сложных условий жизни, тяжелого труда. Достаточно много картин было посвящено отдыху, праздному времяпрепровождению, праздникам церковным", – рассказала куратор выставки, заведующий отделом Живописи II половины XIX – начала XX века Татьяна Юденкова.

Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало с 1870 по 1923 годы – то есть, всего чуть больше полувека. За это время в объединении поучаствовало 560 художников, а в экспозиции представили больше 10 тысяч картин.

Работы передвижников были настолько популярными, что за ними охотились многие купцы и даже император Александр III, чьей мечтой было создать национальный музей искусства. Составить конкуренцию царю в этом мог только Павел Третьяков.

"Часто Третьяков покупал работы "на корню" в мастерской у художников и это императору не нравилось. Были конфликты внутренние и у самих передвижников – кому отдать пальму первенства? Третьякову или императору?" – уточнила заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Соперничество закончилось указом императора, по которому во всех вернисажах он был первым покупателем. Что в некоторых случаях даже спасало полотна.

"Из-за не каноничного образа Христа, цензоры хотели запретить картину Василия Поленова "Христос и Грешница". Но накануне презентации полотно приобрел император Александр III и мнение критиков о картине изменилось", – уточнил корреспондент.

В коллекции Александра III больше 130 произведений живописи, а некоторые творцы благодаря финансированию царя имели собственные мастерские за рубежом.

"Основа любого государства – это культура. Если ее не будет, то не будет ничего. Он это понимал прекрасно. Поэтому при нем культура расцвела", – дополнил историк Александр Мясников.

Новая экспозиция – первая за 50 лет выставка о наследии передвижников. В советскую эпоху объединение считалось упадническим, бесцельно критикующим действительность. Сейчас полотна великих творцов XIX века – дань памяти русскому психологизму, а также демонстрация истоков Третьяковской галереи.

Известный не только как царь-меценат, но и царь-миротворец, Александр III и сейчас вызывает живой интерес историков. Взглянуть на эпоху его правления и на личность самого императора с новой стороны поможет уникальный документальный проект, созданный по заказу "НМГ ДОК". Итак, премьеру фильма "Александр III" из цикла "Великие" можно увидеть на нашем канале уже 1 ноября.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх