Евгений Халдей – советский фотограф, которого многие знают благодаря кадрам, сделанным во время Великой Отечественной войны. Именно Евгений Ананьевич запечатлел, как советские солдаты поднимали знамя Победы над Рейхстагом. Это фото использовалось не только в Советском союзе, но и во всем мире.
с 28 апреля по 31 мая 2023 года в Государственном историческом музее проводится выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах", на которой представлено около 400 работ советского фотографа. Примечательно, что здесь не только фронтовые кадры, но также фото, сделанные до и после войны, снимки обычных людей и выдающихся личностей.
Организаторы выставки говорят, что она помогает зрителям лучше узнать личность Халдея, понять его творчество и авторский метод. На экспозиции также представлены личные дневники фотографа, с которыми посетители могут ознакомиться. Также многие экспонаты сопровождены подлинными историческими звукозаписями – например, стенограмма Нюрнбергского процесса.
РЕН ТВ побывал на выставке и пообщался с одним из экскурсоводов – Еленой Викторовной Захаровой. Она рассказала о том, как Евгений Халдей стал фотографом, как прошел войну от начала и до конца и какие яркие моменты успел запечатлеть.
Евгений Халдей: как и почему стал фотографом
Прежде чем начать говорить о творчестве фотографа, хочется вспомнить факты из его биографии, которые помогут лучше понять, почему он так увлекся фотографией, которой посвятил всю свою жизнь. Возможно, многие не знают, но настоящее имя Халдея – Ефим, а Евгений – это творческий псевдоним.
"Настоящее имя фотографа – Ефим Ананьевич Халдей. Он родился в поселке Юзовка (ныне город Донецк) в еврейской семье. Официально Халдей не менял имени. По паспорту он Ефим, его дочь – Анна Ефимовна. Имя "Евгений" Халдею посоветовали коллеги-журналисты. Они сказали, что "фотограф Евгений Халдей" звучит более внушительно, чем "фотограф Ефим Халдей". Так что Евгений Халдей – это творческий псевдоним Ефима Ананьевича Халдея", – рассказала РЕН ТВ экскурсовод Елена Викторовна Захарова.
Для Евгения Ананьевича фотография всегда занимала особое место в жизни. Он считал, что она помнит все – время, лица, события и многое другое.
"Меня завораживает возможность рассказать о событии через снимок, сквозь время и расстояние. Я считаю, что фотография должна жить вчера, сегодня и завтра", – писал фотограф в своем дневнике.
А ведь фотоискусством Халдей заинтересовался еще в раннем возрасте, хотя мог бы стать и неплохим скрипачом.
"Интерес к фотографии был у Халдея с детства. Мальчишкой он подрабатывал в фотоателье братьев Клейман, так что мог изучить весь процесс – от заправки в фотокамеру стеклянной кассеты до получения отпечатка на бумаге. О том, насколько он увлекся фотографией, говорит тот факт, что в 13 лет он смастерил собственную фотокамеру, используя картонную коробку и линзы от бабушкиных очков".
На первом снимке, который Евгений Ананьевич сделал еще в юношестве этой самодельной камерой, был Преображенский собор. Он как раз находился напротив фотоателье братьев Клейман. К сожалению, через год этот собор был разрушен.
"Для Евгения Халдея это был знак: на фотографии останется то, что может исчезнуть с лица земли", – отмечает куратор.
Стоит отметить, что Евгений Ананьевич рано потерял родителей – мама трагически погибла, когда ему был всего один год. Воспитанием будущего художника занималась бабушка. Халдей рано пошел работать: в 13 лет он чистил паровозные котлы.
"Но даже самый тяжелый труд был для него ступенькой к профессии фоторепортера: он купил в рассрочку профессиональную фотокамеру "Фотокор-1", делал фотографии для заводской газеты, объездил весь Донбасс с агитбригадой, учился мастерству. Талантливого юношу заметили, его фотографии стали печатать крупнейшие газеты Донбасса. А он, поняв, что фотография – это его призвание, направлял свои лучшие снимки в центральные издания СССР. В 19 лет Евгений Халдей стал фотокорреспондентом ТАСС", – замечает экскурсовод.
Евгений Халдей – советский военный фотокорреспондент, прошедший войну от начала и до конца
До начала Великой Отечественной войны Евгений Ананьевич снимал все хорошее и прекрасное, что его окружало. Выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах" начинается с ранних снимков Халдея, на которых запечатлены жизнерадостные люди – это и одна из первых женщин-трактористов Паша Ангелина, ставшая дважды Героем Социалистического труда, это и юная пионерка, и пастух с коровами, и многие другие.
22 июня 1941 года стал днем, когда жизнь Евгения Ананьевича, как и всех жителей Советского Союза, разделилась на до и после.
"21 июня 1941 года я снимал литературный кружок на родине Лермонтова. Мы еще не знали, что это был последний мирный день", – писал Халдей в своих дневниках.
Отдельная часть экспозиции как раз посвящена кадрам Великой Отечественной войны. Когда Вячеслав Молотов объявил о начале войны, Евгений Ананьевич тут же выбежал на улицу, чтобы заснять людей и то, как они отреагировали на эту новость. Он подходил к москвичам и пытался выяснить, что они чувствуют, но никто не отвечал ему – все молча уходили.
"Москва еще жила мирной жизнью. Ровно в 12 часов по радио выступил министр иностранных дел В.М. Молотов. Война! Я выскочил из здания и сделал этот снимок – первый снимок первого дня войны", – писал фотограф в книге "От Мурманска до Берлина".
На выставке можно увидеть тот самый первый кадр первого дня войны, а также услышать объявление Вячеслава Молотова о нападении на Советский Союз немецко-фашистских захватчиков.
Халдей вместе с военными отправился на фронт. Он считал своим долгом запечатлеть все, что происходило в то время.
"Евгений Халдей не был единственным советским военным фотокорреспондентом. Своих фотографов на фронте имели центральные газеты – такие, как "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Красная звезда", а также газеты армейские, дивизионные. Евгений Халдей был фотокорреспондентом ТАСС. С первых дней войны он ждал своего назначения на фронт. В конце июня он был определен на Северный флот, получил морскую форму и отправился на Кольский полуостров – туда, где разворачивалась битва за Заполярье", – отмечает Елена Викторовна Захарова.
Фотограф особо запомнил старушку с чемоданом в Мурманске. Когда он решил запечатлеть ее, она сказала, чтобы Евгений Ананьевич не их горе фотографировал, а тот момент, когда советские солдаты возьмут Берлин.
"Что же ты горе наше снимаешь? Вот гоните их до Берлина, и сними ПОБЕДУ", – именно так называется один из кадров фотографа, на котором запечатлена та самая старушка.
Евгений Ананьевич говорил, что ее облик был в его памяти на протяжении всей войны, и слова не уходили из головы.
"Халдей снимал, как высаживаются на холодные скалы советские десантники, как занимают свои позиции артиллеристы, как уходят солдаты в разведку, как готовятся к боевым вылетаем летчики. И каждый раз он рисковал так же, как и те люди, которых он фотографировал. Его снимки стали свидетельствами героической обороны советского Заполярья. Планы Гитлера по захвату Кольского полуострова были сорваны. В отместку летом 1942 года немецкая авиация подвергла Мурманск бомбардировка. Фотографии сгоревшего Мурманска, которые сделал Евгений Халдей, наряду с его же фотографиями разрушенного Севастополя и Ростовской тюрьмы, стали доказательством преступлений Третьего рейха на Нюрнбергском процессе", – говорит Захарова в беседе с РЕН ТВ.
В 1943 году Евгения Халдея направили на Черноморский флот. Он фотографировал героев битвы за Новороссийск. Именно в это время он сделал серию портретов летчиц 46 Гвардейского бомбардировочного полка, которых гитлеровцы называли "ночными ведьмами".
"Совсем юные летчицы на своих легких самолетах У-2 под покровом ночи на малой высоте залетали глубоко в тыл врага. Они наводили ужас и наносили непоправимый уран противнику. Фашисты назвали их "ночные ведьмы"", – писал Халдей в своих дневниках.
"За судьбой отважных девушек Халдей будет следить и после войны. 9 мая 1944 года фоторепортер встречал в освобожденном Севастополе.
Дальнейший фронтовой путь Евгения Халдея лежал через территорию Болгарии, Венгрии, Австрии, которые были освобождены советскими войсками. Он праздновал Победу в Берлине и поставил точку во Второй мировой войне на Дальнем Востоке", – отмечает Захарова.
История легендарного кадра "Знамя Победы на Рейхстагом"
Когда бабушка попросила сделать фото, как советские солдаты дойдут до Берлина, Евгений Ананьевич ответил: может, когда-то и сфотографирую этот момент. Об этом он помнил все оставшееся время и считал своим долгом запечатлеть победу Советского союза и возведение знамени Победы.
"Для Евгения Халдея установка Советского знамени на отвоеванной у врага территории стала символом победы. Вероятно, первое такое знамя он сфотографировал в самом конце декабря 1941 года, когда советские войска освободили Керчь и установили красное знамя на горе Митридат. В дальнейшем, как писал Евгений Ананьевич, он уже не приезжал в редакцию без снимков со знаменем. На выставке представлена фотография с красным знаменем на крыше венгерского парламента. В ней виден поиск ракурса: знамя снято так, чтобы под ним был виден город, только что освобожденный от фашистов", – говорит экскурсовод РЕН ТВ.
28 апреля 1945 года Евгений Халдей был в Москве. Сдавая в редакции ТАСС негативы фотографий из освобожденной Вены, он стремился как можно скорее вернуться в Европу: наступал решающий момент битвы за Берлин. В столицу Германии он прибыл утром 2 мая. Егоров, Кантария и их товарищи водрузили Знамя Победы над Рейхстагом еще 30 апреля.
"Если я не ошибаюсь, Евгений Ананьевич не был с ними знаком. Но задачей Халдея было не просто установить знамя, но и запечатлеть этот факт для истории".
В Берлин Евгений Ананьевич приехал с тремя красными знаменами. Они были сделаны из скатертей, которыми когда-то покрывали столы редакции ТАСС во время собраний. Одолжив эти скатерти у завхоза редакции, Халдей попросил знакомого портного сшить из них знамена, а сам рисовал эмблемы – серп и молот, которые вырезались из простыни и пришивались к красному полотнищу.
"Установкой трех знамен отмечен путь Евгения Халдея по Берлину 2 мая 1945 года – от аэродрома Темпельхоф через Бранденбургские ворота до Рейхстага. Устанавливать знамя на крыше Рейхстага Халдею вызвались помочь трое: Алексей Ковалев, Абдулхаким Измаилов и Леонид Горычев. Они терпеливо выполняли указания фотографа, искавшего лучший ракурс для снимка. Ради главного снимка, который стал символом Победы, Халдей истратил две пленки по 36 кадров. Этот снимок стал одной из самых выдающихся фотографий ХХ века", – рассказывала РЕН ТВ Елена Викторовна.
Другие знаменитые и ранее не опубликованные работы Евгения Халдея
Свой творческий путь Евгений Ананьевич продолжил и после Великой отечественной войны. Его кадры действительно сыграли особую роль во время Нюрнбергского процесса. А вот после войны он старался снова запечатлевать все самого лучшее и прекрасное, что его окружало. Одно из таких событий – Парад Победы в Москве.
"Еще одна знаменитая фотография, представленная на выставке, – "Маршал Жуков на Параде Победы 24 июня 1945 года". Евгению Халдею удалось поймать момент, когда все четыре ноги коня маршала оторваны от земли. Георгий Константинович Жуков очень ценил этот кадр. Уходя в отставку, он попросил Евгения Халдея распечатать этот снимок в большом формате", – отмечает экскурсовод.
"До войны мне много раз приходилось снимать парады. Но Парад Победы был особенным! Он был парадом нашего торжества, торжества всех честных людей всего мира".
Евгений Ананьевич говорил, что он шел делать фото ветеранов и солдат, с которыми познакомился еще на фронте. А затем он стал запечатлевать, как страна вновь поднималась и возвращалась к прежней жизни.
"Я стал свидетелем возрождения послевоенной страны", – вспоминал фотограф.
Он фотографировал сталеваров, студентов, работников колхозов и многих других. Но были в архиве Халдея и кадры великих и выдающихся людей искусства. Это и поэтесса Анна Ахматова, и актриса Любовь Орлова и многие другие.
"Евгению Халдею довелось фотографировать выдающихся деятелей культуры. В 1951 году он запечатлел 24-летнего Мстислава Растроповича, только что получившего Сталинскую премию. Виолончелист жил в то время в коммунальной квартире. Он встретил фотографа в концертном фраке, белоснежной сорочке и галстуке-бабочке. Но оказалось, что для создания портрета требовался нейтральный фон. Единственным предметом, который мог бы послужить фоном, оказалась скатерть. Правда, ее следовало бы отгладить, но утюга в доме не оказалось. На снимке эти подробности не бросаются в глаза, благодаря мастерству фотографа и одухотворенному облику самого музыканта", – отмечает экскурсовод.
На выставке также представлены ранее не опубликованные работы автора. Экскурсовод Елена Викторовна Захарова рассказала РЕН ТВ, почему раньше они не выставлялись.
"На выставке впервые публикуются фотографии, сделанные Евгением Халдеем на Дальнем Востоке в августе-октябре 1945 года. Они связаны с окончанием Второй мировой войны: советской десантной операцией в Манчжурии, освобождением Харбина, Порт-Артура, капитуляцией Японии".
"Есть на выставке фотография, которая ждала первой публикации 50 лет. Это фотография двух евреев в освобожденном Будапеште. Халдей увидел мужчину и женщину, у которых на одежде были желтые шестиконечные звезды. Эти знаки по приказу гитлеровского командования нашивались на одежду евреев, они отделяли этих людей от других жителей. Большую часть дня евреи не имели права покидать свои дома. Дома, где жили евреи, были также помечены желтыми шестиконечными звездами. Сотни тысяч евреев стали жертвами гитлеровской оккупации Венгрии, жизнь многих прервалась в лагерях смерти. Увидев Евгения Халдея, стоявшего перед ними в кожаном плаще, супружеская пара сначала хотела убежать. Халдей обратился к ним на идиш, сказав: "Шалом", и эти люди, чудом избежавшие смерти, бросились обнимать советского фотографа. У Евгения Халдея были личные счеты с гитлеровцами – его отец и сестры, не успевшие эвакуироваться из Донбасса, погибли в еврейском гетто", – отмечает Захарова.
Особенности творческого подхода и метода Евгения Халдея
Ольга Галактионова говорила, что выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах" направлена на то, чтобы показать личность фотографа. И это действительно так, ведь многие знали Евгения Ананьевича как военного фотографа, а в творчестве было много работ о жизни людей до и после войны.
"На мой взгляд, Евгений Халдей обладал исключительным художественным чутьем. Будучи самоучкой, он, благодаря своему таланту и упорству, встал в ряд выдающихся фотографов ХХ века. Выставка показывает его увлеченность профессией, стремление постичь вершины мастерства. Интересно, что судьбой героев, которых он фотографировал в годы войны, Халдей будет интересоваться и после Победы. На выставке зритель узнает о тяжелых временах в жизни Евгения Халдея, когда он был лишен постоянной работы и вынужден был пробиваться случайными заработками. Но даже для изданий "второго плана" Халдей не снижает планку мастерства. Один примеров – фотография "Передвижной кинотеатр" для журнала "Клуб и художественная самодеятельность", – говорит Захарова.
Известно, что в своих работах Евгений Ананьевич заимствовал из классической живописи композиционный подход. И вот как он просматривается в творчестве фотографа.
"С первых известных нам фотографий Халдея мы видим, как тщательно он выстраивает кадр. Благодаря удачно найденному ракурсу, фигура шахтера-забойщика сравнялась с заводскими трубами. Высокий горизонт на фото пограничников позволяет почувствовать величие гор Тянь-Шаня, а мерная поступь лошадей, идущих как бы по кругу, внушает уверенность в незыблемости границ. Диагональная композиция помогает почувствовать мерную поступь женщин, возвращающихся со строительства канала".
"Особенный ракурс на фото "Первый день войны". Фотограф заставляет вглядываться в напряженные лица людей, слушающих сообщение о начале войны, размышлять о том, что эти люди чувствуют, на какие поступки решаются в данный момент", – говорит экскурсовод.
Кстати, на выставке зрители могут посмотреть, почитать и даже послушать записи из личных дневников Евгения Халдея.
"Евгений Халдей вел свой дневник только в годы войны. Из него мы можем узнать, что думал и чувствовал Евгений Ананьевич в эти годы, как ждал своего назначения на фронт, как делал первые фронтовые фотографии, как беспокоился о семье своего отца, с которым виделся в последний раз в 1940 году. Дневник помогает также уточнить сюжет и датировку некоторых военных фотографий", – заключает Елена Викторовна Захарова.
Свежие комментарии