Кадр из программы "Легенды и мифы", РЕН ТВ
Высоко в горах Дагестана находится аул Амузги. Представляете, столетиями здесь жили люди. Сейчас аул давно пустует, здесь никто не живет. От него остались лишь обвалившиеся стены и провалившиеся перекрытия. Сейчас это аул-призрак, а когда-то слава о нем гремела по всему миру.
Даже Наполеон знал о нем. Знал и всем сердцем его ненавидел. Местные кузнецы испокон веков ковали отличные клинки, а Бонапарт мечтал найти оружие, которое сделает его непобедимым. Такое, например, как легендарный меч Тамерлана.Подробнее о легендарном оружии рассказывает программа "Легенды и мифы" с Александром Ингилевичем на РЕН ТВ.
Меч Тамерлана – собирательный образ супероружия древних полководцев
Тамерлан – великий эмир, основатель огромной империи, изучил боевой опыт своих предшественников и сумел взять из него все лучшее.
Особое внимание он уделял анализу стратегии и тактики противника и в результате всегда побеждал. Но современники были уверены: создать такую могущественную армию было невозможно без поддержки высших сил. Они не сомневались – у Тамерлана, как и у всех великих полководцев, есть "супероружие".
"Во всем исламском мире пульсировала легенда о том, что существует чудотворный меч пророка Мухаммада, который потом перешел имаму Али. Зульфикар – "волнистый меч". Практически любому такому заметному исламскому полководцу приписывали обладание этим мечом. В исламском мире это Зульфикар, в христианском – Экскалибур. Меч Тамерлана – проекция этого сюжета, который возник намного раньше и Тамерлана, и короля Артура, и даже пророка Мухаммада", – рассказал специалист по истории Франции XIX века Кирилл Серебренитский.

Сабля легендарного воина была украшена золотом и драгоценными камнями
Оружие Тамерлана, согласно преданиям, было сделано из булатной стали, инкрустировано драгоценными камнями.
"По одной из версий, в рукоятку этой сабли был вделан очень большой рубин или алмаз очень большой. По самому лезвию шла украшенная золотом арабская вязь. То есть золотая вязь, где содержались какие-то изречения из Корана и тому подобное", – пояснил заведующий кафедрой истории МГТУ имени Н.Э. Баумана, профессор кафедры истории МГПУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
Ведь чаще великие полководцы пользовались именно мечами. После смерти Тамерлана потомки бережно хранили реликвию – верили, что она защитит их от врагов и даст силы для новых побед.
Наполеон хотел получить легендарный меч любой ценой
Удивительно, но спустя многие века поверил в эту легенду и Наполеон Бонапарт. Он мечтал обладать тем самым мечом завоевателя. Верил в легенду или просто понимал, что этот предмет подчеркнет его статус великого полководца.

"То, что он обладатель сабли Тамерлана, – это один из инструментов, открывавший путь к его наивысшей мечте. То есть грандиозная дорога, дорога-колония из Франции в Индию, из Парижа в Дели. Он на это потратил всю жизнь и к этому стремился во всех своих походах", – уточнил историк Серебренитский.
"Потому что он знал, что гуляет легенда о том, что, кто владеет саблей, допустим, Тамерлана или оружием Чингисхана, тот не может потерпеть поражение", – добавил доктор исторических наук Захаров.
В 1398 году Тамерлан захватил Индию и ее столицу Дели. О такой же победе мечтал и Наполеон. Даже в пылающей Москве император продолжал строить планы по покорению Востока. Но еще раньше, в 1808 году, Бонапарт для достижения заветной цели призвал в союзники персов.
Помимо военных и дипломатических вопросов, послы озвучили просьбу французского императора: прислать ему в подарок саблю Тамерлана. Ходили слухи, что именно там, в Тегеране, в начале XIX века хранился легендарный артефакт.

"Известно, что персидский посол привез Наполеону два богато украшенных клинка", – рассказал руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге, востоковед, писатель Кирилл Котков.
Бонапарт получил целых два клинка, но... что с ними не так?
4 сентября 1808 года в замок Сен-Клу неподалеку от Парижа прибывает персидский посол с богатыми восточными дарами. Но Наполеон жаждет получить от него лишь одну вещь – меч Тамерлана. Посол торжественно вручает Бонапарту даже два меча – один принадлежал Тамерлану, утверждают персы, а второй – персидскому завоевателю Надир-шаху Афшару.
Император ликует – отдает приказ на площади Бастилии установить гигантскую статую слона, на спине которого будет сидеть восточный мужчина, преподносящий Бонапарту историческую реликвию.
"Выяснилось, что это клинки не персидские, а дагестанские. Они к Тамерлану не имеют никакого отношения", – уточнил востоковед.

Такое качественное оружие изготавливали в горах Северного Кавказа в маленьком ауле Амузги. Так Наполеон узнал о славных кузнецах-горцах. Их холодное оружие уже было известно во всем мире и отличалось особой заточкой и прочностью. Но это было не то, о чем мечтал император.
Статую слона в Париже, разумеется, ставить не стали. Индийский поход Наполеона без меча завоевателя Тамерлана так и не случился.
Сокровища музея Дагестана
Но где на самом деле хранилась легендарная сабля?
"Сколько было оружия у эмира Тимура, никто не знает, естественно. Но вы знаете, я вел поиски в Дагестане, и на территории Дагестана постоянно сталкивался с все новыми и новыми саблями Тамерлана. Это не считая тех мечей Тамерлана, которые разбросаны по всему земному шару", – пояснил Серебренитский.
Какая же из десятков сабель была той самой, что делала своего обладателя непобедимым? Возможно – та, которая находится в Национальном музее Дагестана?
"Какие только уникальные экспонаты и артефакты не попадали мне в руки за время работы над нашим проектом. Но сегодня это что-то особенное. Вот эта сабля – уникальный клинок, за ним охотился Наполеон. Невероятное ощущение", – сказал ведущий программы Александр Ингилевич, демонстрируя древнее оружие.

"В фондах нашего музея оказался уникальный экспонат. А поступил он в 1936 году. Сдал его житель Дагестана из Хунзаха. Она хранилась у него около двух веков, больше 200 лет", – рассказала главный хранитель Национального музея Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи Зайра Кирдеева.
О том, что вещь принадлежала эмиру Тамерлану, говорят две надписи на персидском и на арабском языках.
"Надпись, что "я, властелин мира, завладел этой саблей". Изготовлена она в Лохуре, в Индии. Там с завоеванием был Тимур. И через 300 лет она попадает другому завоевателю – Надир-шаху. Вы знаете, что у Тамерлана и у Надир-шаха было не одно количество оружия. А о том сказочном мече: это боевая сабля", – уточнила Кирдеева.
Дагестанские клинки способны с легкостью разрубить стальной лист
Говорят, что амузгинские клинки рубят гвозди и не тупятся. Александр Ингилевич решил проверить это. Он взял классический средневековый меч и перерубил им лист стали толщиной в 2 миллиметра. Металл легко поддался оружию. На мече же даже не осталось зазубрин.

Затем ведущий попробовать перерубить гвоздь. Меч не взял его, но на гвозде остались заметные зазубрины. На самом лезвии никаких следов не осталось.
"Ну что ж, как мы видим, прочность дагестанских клинков вовсе не миф. И конечно, такой меч мог принести удачу в бою любому воину. С одним лишь условием – если этот воин мог хорошенько с ним управляться", – заключил Ингилевич.
В чем же секрет дагестанских клинков?
"Амузгинцы делали свои клинки из достаточно твердой высокоуглеродистой стали. Собственно говоря, поэтому они считались прочными. Середина этих клинков была сделана из твердой стали, а края обкладки – из мягкой, что позволяло им не сломаться в момент, когда их использовали", – рассказал кузнец Марат Ахмедов.
Сейчас амузгинские клинки можно увидеть разве что в музее. Они выставляются в экспозиции Оружейной палаты Москвы, в Британском музее, в Национальном музее Дамаска в Сирии. Их больше не изготавливают. Последний мастер, знавший секрет их ковки, умер несколько лет назад.
Куда исчез меч Тамерлана
А легенда о сабле Тамерлана до сих пор жива. Если персы не отдали оружие Наполеону, куда же оно пропало?

"Дело в том, что вроде бы одна из сабель Тамерлана попала к персидскому шаху. Тот ее передал одному из своих наместников как раз в городе Эривань. Это современный Ереван", – пояснил Виталий Захаров.
"К стопам Вашего Императорского Величества повергаю я меч великого Тамерлана, добытый мною в стенах Иревани. Кому, если не государю моему и благодетелю, принесу я в дар меч сей, украшавший сокровищницу шахов персидских", – говорилось в сопроводительном письме.
До революции реликвия хранилась в Гатчинском дворце, но после следы клинка затерялись в лихолетье революционных событий. Где он теперь? Тот ли это был меч на самом деле? И сколько вообще в мире мечей Тамерлана?
Ответов на эти вопросы нет, но одно известно точно – волшебный меч, дарующий победу в любом сражении, – это не более чем красивый миф.
Свежие комментарии