Раньше Запад обвинял нас в игнорировании основополагающих прав человека, теперь он сам превращается в некое единое полицейское государство со своим ГУЛАГом, в том числе цифровым. Скандальная история с арестом основателя Telegram Павла Дурова тому лучшее доказательство. Европейский корреспондент РЕН ТВ Виталий Чащухин продолжит тему.
Дурову запретили выезжать из Франции
Удушающая французская свобода – под тотальным контролем. Покидая парижские застенки под залог в 5 миллионов евро, Павел Дуров по привычке пытался оставаться незамеченным, скрываясь за темными очками и натянув бейсболку, будучи при этом целиком и полностью под колпаком спецслужб, и оказался в заложниках у самого Макрона, как бы тот не отнекивался от политической подоплеки дела.
"Я был абсолютно не в курсе прибытия господина Дурова во Францию. Я не в курсе приездов и отъездов граждан со всего мира, независимо от того, имеют ли они французское гражданство или нет", – заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
В действительности никто, кроме Макрона, не мог даровать Дурову столь редкое почетное гражданство, а потом не быть в курсе осведомленным если не о его визитах, то о намерении задержать его.
"Это не просто какой-то парень из французской разведки подумал такой и сказал: "О, мы расскажем об этом Макрону позже", – отметил Ларри Джонсон, бывший аналитик ЦРУ.
По данным The Wall Street Journal, Макрон, с одной стороны, не отказывался от званых ужинов в компании IT-миллиардера и при этом позволял своей "охранке" охотиться за ним в Эмиратах, а однажды даже предлагал всей штаб-квартире Telegram перебраться в Париж. Заманил так заманил, говорит лидер партии "Патриоты", изнутри знающий изворотливость нынешнего французского лидера.
"Я думаю, что Макрон действует по указанию. Здесь играет роль американское посольство. У Макрона может быть и личный интерес, он большой пользователь Telegram уже много лет. Возможно, он был неосторожен и боится утечки", – считает Флориан Филиппо, лидер партии "Патриоты".
На протяжении всей недели французам удавалось поддерживать таинственный ореол вокруг Павла Дурова. Даже на заседание суда его привезли в один из самых больших дворцов правосудия с запутанными коридорами и тайными комнатами, куда доступ журналистам был закрыт.
Беспрецедентное преследование
Впервые в Европе по самым тяжким статьям преследуют именно руководителя интернет-платформы как какого-то организатора преступной группировки.
"Очень важное место отводится социальным сетям, и контроль над этими сетями дает очень важное преимущество", – указал писатель, ветеран спецподразделения по борьбе с терроризмом (1992–2010) Александр Брасс.
Единственное внятное обвинение к Дурову, как борцу за неограниченную свободу слова в интернете, – нежелание сотрудничать с властями. Но по каким именно вопросам? Французское издание с характерным названием Libération указывает, что давление на Дурова якобы начали оказывать, еще когда он был в Дубае и согласился на встречу с представителями французской контрразведки.
"На этой встрече сооснователь Telegram дал понять, что для него было бы неуместно раскрывать информацию, составляющую военную тайну", – пишет Libération.
Соцсети под контролем ФБР
Громкое признание Марка Цукерберга на этой неделе больше не оставляет сомнений в попытке западных правительств взять под контроль соцсети. В письме в адрес судебного комитета палаты представителей он рассказал, что спецслужбы вынуждали цензурировать сообщения о пандемии COVID-19, а в разгар президентской гонки – блокировать все ссылки на расследование против сына Джо Байдена.
"ФБР само пришло к нам, к некоторым ребятам. Это было похоже на требование быть в состоянии повышенной готовности, типа очень много российской пропаганды, в Сети начнется свалка, будьте бдительны", – заявил Марк Цукерберг.
При том что наличие в том же Facebook* тайных групп педофилов мало кого заботило. Расследования об этом выходили еще в 2016 году на страницах Би-би-си. А вот сообщества, наоборот, помогавшие бороться с преступлениями против несовершеннолетних, американская соцсеть почему-то удаляла. А это вновь наводит на мысли, в чем же конкретно обвиняют Дурова.
"Когда у вас сотни миллионов пользователей, среди них неизбежно оказываются те, кто выходит за рамки закона", – заметил специалист по социальным сетям, аналитик Фабрис Эпельбуан.
Будет ли Дуров сражаться за свободу слова?
Где гарантия, что в борьбе с оргпреступностью у Франции не возникнет соблазн шпионить за оппонентами?
"Свобода слова и собрания – два фундаментальных права, которые поставлены под угрозу во время президентства Макрона. Telegram позволил гражданам мобилизоваться, не опасаясь чрезмерного наблюдения", – заявил президент ассоциации France Equitable, лидер движения "Желтых жилетов" Тьери-Поль Валет.
Будет ли Дуров сражаться за свои принципы до конца или все же предпочтет прежнюю богатую жизнь, а не статус французского VIP-арестанта? Пишут, что во время допроса он уже передал властям и свой телефон, и код доступа к нему.
Теперь Дуров не только заложник французской правоохранительной системы, но и своих собственных убеждений. Закономерность математическая: чем дольше он находится в заключении, тем популярнее, судя по статистике ежедневных скачиваний, его защищенная сеть.
* Корпорация Meta (владелец Facebook, Instagram, WhatsApp и Threads) признана экстремистской и запрещена в России.
Свежие комментарии