Global Look Press/Cover Images/Keystone Press Agency
В программе показали учебный полигон в Великобритании. Украинские военные под руководством натовских инструкторов учатся штурмовать окопы и вести ближний стрелковый бой. А вот вместо полигона – имитация полуразрушенного поселка. ВСУ отрабатывают тактику боевых действий в условиях застройки и штурм зданий.
Учатся оказывать первую медицинскую помощь и эвакуировать раненых с поля боя, а также осваивают натовское оружие. В учебной программе есть тренировки по стрельбе из орудий, которые Запад поставляет ВСУ.Украинский военный рассказал журналистам, что доволен обучением и подходом НАТО к боевым действиям. А вот что говорят о натовских тренировках боевики, которые оказались в плену. По их словам, обучение было фикцией.
"Мы тупо ходили по полигонам, нам давали холостые патроны, бегали, стреляли. Медицина – то же самое. Объясняешь им современные реалии, для них это дико, они не понимают", – признался военнослужащий ВСУ Александр Бычко.
Чему могут научить украинских солдат инструкторы НАТО? Сколько вээсушников прошло через западные полигоны? И по каким "военным учебникам" сражаются наши штурмовики? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Сколько солдат ВСУ прошло через полигоны НАТО
В программе показали, как в Польше украинцы осваивают немецкие "Леопарды": сначала танкисты проходят подготовку на компьютерах, а затем на тренажерах.
"Таким образом мы экономим топливо. Когда механик-водитель поедет на настоящем танке, мы уверены, что он избежит каких-либо ошибок, потому что все ошибки он делал на компьютере", – пояснил бригадный генерал польской армии Петр Файковский.
В полях танкисты отрабатывают стрельбу штатными снарядами в условиях оборонительных и наступательных боев. Свои полигоны для тренировки украинских солдат предоставили практически все страны НАТО.
С начала СВО только Британия обучила более 50 тысяч военных, а страны Евросоюза – еще 75. Неизвестно, сколько вээсушников обучили американские военные. Год назад Пентагон отчитался о подготовке 18 тысяч солдат. По сути, через западные центры прошла целая армия.
"Добавьте сюда еще офицерский состав или высший технический персонал, который должен обслуживать, предположим, самолеты. Эти пилоты, танкисты, артиллеристы должны иметь высшую квалификацию как в техническом плане, так и квалификационную подготовку", – отметил политолог, научный сотрудник Института стран СНГ Руслан Панкратов.

Европа наживается на обучении украинских боевиков
Любопытные подробности о подготовке ВСУ рассказывают действующие украинские военные. Оказывается, французы неплохо зарабатывают на обучении украинских солдат.
"Вы знаете, что они взяли наших бойцов не бесплатно? Они выставили нам счет от 7 до 10 тысяч евро за подготовку каждого бойца", – рассказал командир разведывательного подразделения ВСУ Денис Ярославский.
Волна негодования поднялась после скандала с подготовкой бригады имени Анны Киевской, которую натаскивали во Франции. В итоге часть подразделения даже не доехала до фронта: по дороге дезертировали полторы тысячи человек. Одна из причин – отсутствие вооружения.
Как выяснило американское издание Forbes, бригаду бросили на передовую без дронов и средств радиоэлектронной борьбы. Командир разведывательного взвода, попавший в плен, тоже рассказал, что подразделение было готово только на бумаге.
"Создание 155-й бригады – это был пиар. Техники было мало, вообще только стрелковое оружие", – утверждает военнослужащий ВСУ Вадим Вейкай.
При этом обучение и оснащение бригады обошлись почти в миллиард евро. Но откуда у страны-банкрота деньги?
"Киев с этими деньгами не считается по одной простой причине, потому что это не их деньги. Они получают гранты из еврофондов, из фондов Сороса*, и эти деньги обратно перекочевывают в Европу. Украина только остается в долгу. Деньги крутятся, на этом зарабатывают все: и бенефициары, и инструкторы", – отметил Панкратов.

ВСУ дезертируют при первой возможности
Прошедшим заграничные курсы бригадам ВСУ присваивают негласный статус "элитных". Занятия по боевой подготовке ведут инструкторы с реальным боевым опытом.
"Ничего элитного в них особо нет. Это больше, так сказать, для мотивации, для придания статусности военным. Все это обучение по большому счету носит достаточно формальный характер. В большей степени это именно обучение (управлению. – Прим. РЕН ТВ) западной техникой, то есть какие кнопочки нажимать, какие рычаги дергать и так далее", – отметил политолог Владислав Эфрусси.
Судя по всему, такие тренировки не прибавляют мотивации вернуться на фронт. На западные полигоны отправляют в основном уже опытных военных и только изредка – насильно мобилизованных. Но перспектива снова оказаться на передовой многих не радует. При первой возможности вээсушники сбегают из учебных центров.
"Был такой случай, что двое сбежали и пошли в полицию просить политическое убежище. Их назад отправили, к нам", – вспоминает военнослужащий ВСУ Евгений Лось.
О дезертирстве с полигонов пишет и западная пресса. Польские СМИ рассказывают о бегстве военных в конце обучения – с территории Польши они перебираются в соседнюю Германию.
"То, что случилось с Анной Киевской, показательно, потому что еще во Франции пытались около 50 человек оттуда дезертировать и остаться во Франции. И сбежало бы больше, но этот лагерь хорошо охранялся, не хуже тюрьмы. Кругом была колючая проволока, заборы, собаки, сигнальные ракеты", – сказал политолог.

Что не учли натовские военные
По словам вээсушников, европейские инструкторы не знают, как ведутся современные боевые действия, где основная угроза на поле боя – это беспилотники. На западных полигонах не учат ни пользоваться дронами, ни противостоять им.
"Они могли обратиться к немецкой компании Rheinmetall, которая создает беспилотные системы. Они могли подготовить бригаду к реальной войне. А они подготовили к войне ХХ века, подготовили к войне, как они себя готовят. А это немножко лучше, чем мушкетеры", – заметил военный ВСУ.
Причем инструкторы НАТО сами пытаются перенять у украинцев новый боевой опыт. В первую очередь способы защиты от беспилотников.
"Они только столкнулись с этой темой, потому что мы написали им программу. Мы им рассказывали, что там сетки, ни в коем случае не ложиться на спину и не стрелять", – сказал военнослужащий ВСУ Александр Лукьянов.
Но возникает вопрос: почему тогда солдат обучают не украинские ветераны, а натовские?
"Во-первых – это действительно нужно понимать, – чтобы эти солдаты воевали по стандартам НАТО, для того чтобы ими можно было командовать, они были управляемыми. И, помимо этого, конечно, идет просто списание денег, инструкторам нужно платить", – объяснил Панкратов.

НАТО обучает ВСУ по устаревшей программе
По сути, за миллиарды долларов военные инструкторы НАТО проводят курс молодого бойца, причем по устаревшей программе. Срок обучения – от месяца до трех. Противостоять современной регулярной армии ВСУ не учат. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Последние десятилетия западные войска участвовали лишь в локальных операциях. Поэтому украинских военных готовят по опыту конфликтов в Ираке, Сирии и Афганистане.
"Те, кто воевал в Судане, американские, например, инструкторы. Единственное, чему могут научить эти инструкторы, это боевым действиям в зоне жилой застройки, в городах. В остальном, конечно, боевые условия совершенно другие, то есть это большие открытые пространства, жидкие лесополосы, то есть то, чего они не видели раньше", – заметил политолог.
Именно у натовских стратегов украинские генералы позаимствовали тактику превращения городов в крепости. Но российская армия крупные населенные пункты в лоб не штурмует, а обходит с флангов. В итоге гарнизон ВСУ оказывается в окружении без снабжения и вынужден бросать укрепрайоны.
"Линии фронта сейчас не существует как таковой, как по классическим учебникам. Это не линия, это просто, как сейчас принято называть, серая зона. Она может достигать 15–20 километров в каждую сторону. Почему расширилась эта линия серой зоны? Потому что это дроны, это дальнобойные орудия", – говорит Эфрусси.

Как обучают наших бойцов перед отправкой на передовую
Программы подготовки наших войск постоянно меняются. Их ведут военные, прошедшие СВО. В тренировках особое внимание уделяют уходу от атак дронов. Бойцов обучают распознавать звуки дронов-камикадзе, быстро менять позиции и использовать укрытия.
"По легенде учений, наша задача уничтожить опорный пункт противника. Идем скрытно малой группой. В это время оператор БПЛА наблюдает за текущей обстановкой и корректирует наши действия. Основная задача – подавить сопротивление противника. Для этого можно использовать пехотный огнемет и другие средства огневого поражения. После того как опорник зачищен, подразделению необходимо в нем закрепиться для того, чтобы отразить возможную контратаку", – рассказал ведущий Игорь Шевчук.
В программе показали, как штурмовики тренируются захватывать опорные пункты на мотоциклах и квадроциклах. Бойцы учатся на скорости проходить минные заграждения. Для создания реальной боевой обстановки на трассе имитируют разрывы снарядов и дронов. Такая тактика штурма показала свою эффективность на фронте: попасть по маневренной технике снарядом очень сложно.
"Полгода отсутствия на передовой, и ты уже теряешь даже тот опыт, который имел. Все настолько быстро меняется, поэтому тактика, стратегия – все по новой. Сейчас многие командиры пишут свои же учебники, новые тактические инструкции уже, можно сказать, кровью и потом, пролитыми на полях сражений", – отметил эксперт.

Опыт СВО изучают в других странах мира
Во всем мире изучают опыт СВО, и первыми почувствовать на себе реалии боевых действий пришлось израильской армии. В Сети появились кадры, как дрон сбрасывает боеприпас на большое скопление солдат ЦАХАЛ.
После начала конфликта с сектором Газа в Израиле не сразу поняли, что надеяться даже на самую крепкую броню больше не приходится. Вражеские операторы дронов изучают слабые места танков и бьют именно по ним, поэтому знаменитая "Меркава" обзавелась защитным козырьком.
Новую военную специальность – оператор дрона – осваивают и китайские солдаты. На фоне возможного конфликта с Тайванем Пекин внимательно следит за ходом спецоперации. Поднебесная имеет одну из крупнейших армий в мире, но у нее практически нет боевого опыта. Мотивы Китая ясны. США поставляют Тайваню такое же оружие, что и Украине – те же американские комплексы Patriot и системы HIMARS с дальнобойными ракетами. И, безусловно, китайские военные перенимают российский опыт борьбы с ними.
В программе показали кадры учений белорусских военных. В союзной республике открыты центры подготовки, где солдат обучают наши специалисты с боевым опытом. Акцент сделан на действиях в городской черте и штурме укрепрайонов противника, в том числе с применением беспилотников.
* – структуры данной организации признаны в России нежелательной организацией.
Свежие комментарии