Продюсер выставки Энди Уорхола, которую сегодня с опозданием на полгода привезли в Москву, не случайно сразу сказал, что картины застрахованы на десятки миллионов долларов. Дело в том, что шедевры поп-арта разместились в том же здании Новой Третьяковки, где месяц назад произошел потоп. Впрочем, любой скандал - это как раз в духе Уорхола.
Когда повторение - "мать" совсем не учения, а серьезной капитализации. Ряды разноцветных Мао Цзэдунов, десятки банок консервированного супа, этажи одинаковых кинодив - тут что ни арт-объект, то препарирование характера и психологии общества потребления. Казалось, что с появлением на арт-сцене самого прагматичного из художников над академическим искусством опустился занавес, пестрящий кислотными изображениями Мэрилин Монро.
Самая громогласная симфония масскульта сотрясает Москву набором клише, возведенных в абсолют. Арт-провокатор из 60-х завораживает и век XXI, который, кажется, видел уже все. Так что же получается, тиражируемое искусство еще не вышло в тираж?
До сих пор арт-критики гадают, что это - наглая мистификация или весьма специфическая попытка отдать дань таланту главной блондинки Голливуда? Центральной героиней самой знаковой работы Уорхолла Монро стала в день ее смерти. Сотни, тысячи Мэрилин впоследствии сошли с безотказного конвейера на знаменитой "фабрике" художника на Манхэттене: он не писал картины, печатал их на станке. Но главное, выходец из эмигрантской среды - этот странный персонаж в вечном седом парике - поместил самое обыденное и банальное в область легитимного искусства.
"Энди нравились две вещи в своей жизни - это деньги (сами знаете его большой принт и работу "Доллар") и "Суп Кэмпбелл". Энди Уорхолл всю жизнь ел суп "Кэмпбелл". Даже в некоторых интервью он говорил: "Я ем его каждый день". Его мать Юлия Уорхолл, которая сопровождала его и жила с ним, по сути, до самой смерти, она готовила ему каждый день этот суп", - рассказывает продюсер выставки "Я, Энди Уорхол" Александр Начкебия.
Революционер от коммерческого поп-арта просто не мог не присматриваться к революции Октябрьской социалистической. И ее вождю. Как бы сейчас сказали, "хайпанул на славу". Сквозь оптику Уорхолла Ильич предстает не только вождем мирового пролетариата, а настоящей суперзвездой. А селебрити, как известно, мало не бывает. Поэтому "Лениных" вышло много, на любой вкус.
Странное искусство Уорхолла принесло ему мировую известность, став из рафинированного действительно народным, дружбу с Бобом Диланом, Миком Джаггером и Патти Смит, самые шумные вечеринки Нью-Йорка и, конечно, миллионное состояние.
Уорхол и сегодня один из самых дорогих художников. И коллекционеры за ценой не постоят, даже в кризис могут выложить по 60-80 миллионов долларов. Сам Уорхолл в многочисленных интервью утверждал, что ничего особенного не делает. Просто множит и повторяет изображения. И смыслы. Вот только ремейка "реальной жизни" он боялся больше всего: после попытки покушения до самой смерти носил бронежилет под своими эксцентричными нарядами.
Свежие комментарии