www.globallookpress.com/Shatokhina Natalia
Верховный суд рассмотрел, пожалуй, самое громкое дело последних недель – о квартире певицы Ларисы Долиной. Изначально было понятно, что от исхода слушаний зависит судьба не только этой нашумевшей и скандальной сделки. По большому счету, принципиально решался самый важный для общества вопрос: есть ли шансы восторжествовать у той самой справедливости?
Сам процесс был по-своему беспрецедентен. Он шел в открытом режиме, и все мы, пожалуй, впервые увидели, как по-настоящему должно осуществляться правосудие. Подробнее рассказал корреспондент РЕН ТВ Вячеслав Николаев в "Итоговой программе с Петром Марченко".Страна наблюдала за делом Долиной – Лурье в прямом эфире
Камеры, микрофоны, журналисты. В здании Верховного суда ажиотаж, словно на громкой премьере: "Дело Лурье против Долиной". Едва звучит "всем встать, суд идет", Верховный суд начинает работу в прямом эфире. В центре внимания – Полина Лурье. Ларисы Долиной в зале нет. Зрители следят за каждым движением. Один взгляд судьи – реакция на позицию прокурора, и кадр мгновенно становится мемом. Наконец, решение: квартира остается у покупателя.
ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков За трансляцией следили почти 500 тысяч человек. Это был закон в прямом эфире. Абсолютная прозрачность. Все вживую, все по правде. В деле исправления квартирного вопроса Долиной суду последней инстанции пришлось проявить принципиальную открытость неслучайно. В прямом эфире Верховный суд показал, как должна работать судебная система – последовательно, справедливо и по понятным правилам.
Преподаватель из Москвы Нино Цитлидзе как никто другой радуется такому вердикту.
Она поделилась, что она и ее защита наблюдали за судебным процессом о квартире Долиной."Это решение дало надежду всем семьям, которые оказались в данной ситуации", – сказала пострадавшая, покупательница квартиры Нино Цитлидзе.
Нино купила квартиру, но суд отменил сделку, так как продавец заявил: деньги ушли мошенникам. Теперь появился шанс на благополучный исход.
Решение ВС стало образцом для подобных разбирательств
Решение Верховного суда – мощный правовой сигнал. И хотя в России право не прецедентное, ориентир задан жестко.
"На ту трактовку закона внимание будет обращено и в аналогичных делах. Соответственно, они все будут приведены в соответствии с позицией, высказанной Верховным судом", – сообщил адвокат, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков.
И вот правосудие в Самаре встает на сторону покупательницы. Наталья Шершень судилась с пенсионеркой, которая открыто сказала: "Да, я мошенница".
Кадр программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ "Цель у продавца была, получается, завладеть моими деньгами и при всем при этом остаться с квартирой", – рассказала пострадавшая, покупатель квартиры Наталья Шершень.
На заседаниях была дана оценкам и вот этим словам продавца:
– Будешь с моей пенсии получать. Я пенсионерка, я не работаю.
– Вы мошенница, – сказала Наталья.
– Да, я мошенница.
По сути, на минувшей неделе была поставлена точка в правовом абсурде, говорит Сергей Груздев. В прошлом он 16 лет работал судьей.
"Я открываю решение Верховного суда, там все очень-очень подробно, 24 страницы, все... по полочкам расписано. Для обычных граждан это отличный прецедент, отличная возможность просто попробовать открыть то же самое определение и просто просчитать все те риски, которые возможны", – сказал адвокат, судья в отставке Сергей Груздев.
В действии логика защиты добросовестного покупателя, которая и должна остановить волну исков от "внезапно прозревших" продавцов.
"Он сказал, что вот он передал деньги мошенникам. Я, конечно, была в шоке, услышав все это", – сказала пострадавшая, покупательница квартиры Марина Басова.
Кадр программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ Марина из Петербурга с четырьмя детьми прожила в новой квартире всего несколько месяцев и получила иск.
"У него хорошая пенсия, а мне он деньги отдать не может", – поделилась она.
ВС разобрался с понятием "временное помутнение"
Разобрались, наконец, и с "временным помутнением" – о нем идет речь в деле певицы.
"Психическому отклику Долиной Л.А. к мошенническому воздействию способствовал ряд психологических особенностей – возрастная группа, образ мышления и личностные черты", – говорится в определении Верховного суда.
Но это не оправдывает срыв сделки, ведь не освобождают от уголовной ответственности пожилых людей, которые совершают диверсии под влиянием террористов, как это было у Нино Цитлидзе.
"Как раз-таки продавец квартиры подожгла военкомат, за что ей был вынесен приговор 15 декабря, то есть она осуждена. Но при этом это меняет сделку", – рассказала она.
Кадр программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ Внешнее воздействие – не индульгенция. Теперь в гражданском праве тот же принцип. Подписал договор – отвечай. Списать все на "третьих лиц" не выйдет.
"Оспаривание сделок по мотивам заблуждения создает серьезные риски. Признание сделки недействительной способно повлиять на нормальную практику рыночного контрактирования", – постановил Верховный суд.
По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2024-м было оспорено 3100 сделок по недвижимости. Большинство исков удовлетворили. В этом году число споров выросло на 20% – в судах сейчас более 10 тысяч разбирательств, похожих на дело Долиной – Лурье.
Певице придется ответить по закону
Уникальность этой истории в том, что она вышла за рамки судебного спора, стала триггером попытки публичной "отмены" народной артистки. Если бы певица с самого начала пошла на диалог, волны гнева просто не было бы. Но вместо этого – позиция небожителя: ни шагу навстречу.
"Просто надо достойно уступить место. Ну не доводить же это дело до насильного выселения, с чемоданами выезд – это некрасиво просто", – сказала певица Светлана Разина.
И в итоге – эффект бумеранга. Образ жертвы мошенников сменился образом VIP-персоны, которая решила свою проблему за счет других.
"Самое простое в ситуации – признать потерю и жить дальше. Но если ты суперзвезда-нарцисс и считаешь, что у тебя какие-то особенные отношения с жизнью и с окружающими, то ты можешь совершить такую трагическую ошибку", – отметил психиатр Василий Шуров.
www.globallookpress.com/Belkin Alexey Но в деле, которое спровоцировало целое правовое цунами, рано ставить точку. Уже 25 декабря новый суд о выселении певицы из элитных апартаментов. И тут наряду с квартирным остается вопрос с жертвами мошенников. Как защитить их? Рынок ждут жесткие правила: продавец обязан доказать, что ему есть где жить, а все расчеты – только через банк.
"Есть временной период, когда деньги находятся на счете. За это время продавец может взять, если, допустим, он находится под влиянием мошенников, отказаться от сделки, и деньги будут возвращены", – сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Ясно одно: за счет добросовестных покупателей проблема решаться не должна. Сделки отдельно, мошенники отдельно.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
Свежие комментарии